Еще на заре сионизма, многие деятели этого движения и невольно примкнувшие к нему, а так же многие нееврейские политики, так или иначе замешанные в палестинских делах, выдвигали различные варианты создания в Палестине двунационального еврейско-арабского государства. Сегодня, по прошествии семидесяти-восьмидесяти лет эти программы выглядят по меньшей мере забавно. Можно было бы просто улыбнуться, ознакомившись со взглядами сионистов романтиков, если бы эти планы не воскресали бы и по сей день, в виде более современном, но по сути не сильно измененном. Об истории проектов двунационального государства в Палестине я и хотел бы рассказать.
Альберт Эйнштейн
Эйнштейн, директор государственного института физики в Берлине, считал что конфликт между арабами и евреями в Палестине коренится в большей степени в психологии чем в реальности. На взгляд Эйнштейна обе стороны, при наличии доброй воли без труда могли бы решить эти проблемы. На практике Эйнштейн предложил сохдать секретную комиссию, состоящую из восьми человек, четырех евреев и четырех арабов. В состав этой комиссии должны были входить с каждой стороны: врач, избираемый профсоюзом врачей; адвокат избранный своими коллегами; представитель пролетариата, избранный пролетарским профсоюзом; религиозный деятель, избираемый религиозными кругами. Эта большая восьмерка. должна была по мнению Эйнштейна собираться еженедельно, и действовать как совет представителей всего народа, в соответствии с собственной совестью и собственными мировоззрением, но принимая во внимание интересы своих народов. Решения могли быть приняты при наличии согласия трех представителей с каждой стороны. При этом несогласный имел право уволиться из комиссии и уступить место другому. Постепенно избавляясь от сложностей общения и идеологических разногласий, эта комиссия, которая в самом начале не имела бы никакой власти, в результате оказалась бы готовой принять у англичан бразды правления в государстве. Эйнштейн считал, что в мире в котором усиливается национализм, у евреев нет другого выхода, кроме как строить свой национальный дом. Вместе с тем по мнению Эйнштейна никакая земля не записана изначально на имя какого-то народа и нельзя утверждать, что какая-то земля принадлежит евреям или арабам. Поэтому строительство еврейского национального дома не должно происходить за счет арабского населения Палестины.
Хаим Клориски
Программа Хаима Маргалит Клорискго, начальника арабского отдела сионистского управления, основывалась на идее расовой близости арабов и евреев. основы программы были таковы:
а) Два братских семитских народа, арабский и еврейский обязуются помогать друг-другу во всех вопросах гуманитарной. экономической, социальной и духовной сфер.
б) Арабы с благословением принимают возвращение евреев в восточные страны, на место своей исторической родины. Открывают ворота своих стран для въезда евреев имигрантов.
в) В обмен на это евреи приложат весь свой экономический потенциал, всю свою энергию, все свои знания, дя развития семитского востока и его продвижения к большому и блестящему будущему.
д) Расселенные по всему семитскому востоку евреи, получат статус национального меньшинства, их права будут уравнены с правами национальных меньшинств в цивилизованных странах, таких как например Чехословакия.
е) прошлое Страны израиля и ее связь с двумя религиями оправдывают создание на ее территории автономии с особой конституцией, которая определит, что страна принадлежит ни тому или иному крылу семитской расы, а всей семитской расе. Таким образом в Палестине будет создано государство одной расы, но двух народов.
По мнению Клориского оба народа должны были заявить, что ни у одного из них нет намерения управлять другим, а так же будут гарантировать что земля останется в собственности арабских крестьян. В последствии Палестина войдет в состав семитских государств востока, как раная среди равных.
Иеуда Лейб Магнес
Глава иерусалимского еврейского университета Иеуда Лейб Магнес был человеком особо плодовитым в отношении программ урегулирования. Собственно предложением Магнеса было согласованное с арабами формирование в Палестине ощутимого еврейского меньшинства, которое составляло бы не больше 30-40% от всебощего населения. То есть репатриация евреев в Палестину должна была регулироваться согласно Магнесу, таким образом, чтобы евреи никогда не составили большинство в Палестине. Евреи так же обязались бы экономически продвигать отсталое арабское население, обеспечивать ему всю надлежащую социальную защиту,таким образом, чтобы уровень жизни арабского населения Палестины не отличался бы от уровня жизни евреев. Магнес считал, что из души еврейского народа сложно изъять мессианскую составляющую, но вместе с тем мессианскую веру можно и должно оделить от политического сионизма. Он предложил создать конституционную комиссию, которая сначала будет состоять из двух палестинцев: араба и еврея, а затем из шести человек по три от каждого народа, которая выработает конституцию будущего государства, на основании паритета с исправляющей дискриминацией ввиде узаконенного арабского большинства. Будут проведены выбору по административно территориальному принципу в законодательную комиссию, которая в течении пяти лет будет готова принять власть у англичан. Собственно это была первая из многих программ подготовленных Магнесом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ