В биографии Мартина Бубера, вышедшей в свет в 1930 году Ганс Коэн рассказывал об "особенном сионистском мировоззрении" которое было ему свойственно. В качестве иллюстрации, Коэн цитировал статью Бубера написанную в 1916 году: "Устанавливая еврейство на центральное место, как органический центр в Стране Израиля, , мы не хотим ни в коей мере стать еще одним народом, среди тех народов кто ведет войну друг с другом и изгоняют друг друга. Суть еврейства - способствовать объединению народов". Коэн подчеркивал, что Бубер видел задачей сионизма "создание новой духовной реальности, основанной на общегуманистических принципах и превозносящейся над национальными и государственническими идеями".
В качестве еще одной, не менее показательной иллюстрации к сионистским взглядам Бубера, можно привести его совместный с Авраамом Давидом Гордоном манифест, в котором в частности говорилось: "Мы хотим сотворить народ-человека, честного, просветленного и поистине великого, праведного по всем человеческим и высшим меркам, по каким может только измеряться праведность человека. Такой народ не может возникнуть на руинах других народов. На его знаменах будет начертано не "Кровью и огнем восстанет Иудея" (лозунг "аШомера" взятый из песни Якова Коэна), а "не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исайя 2:4)
После "Декларации Бальфура" будучи всерьез ей обеспокоен Бубер, еще совсем недавно поддерживавший немецкий национализм, видевший в Германии "нацию избавления от святого эгоизма" писал: "Если в Стране Израиля укрепится еврейская община, она в тянет в себя в тяжелое противостояние всех против всех". По мнению Бубера, "только если эта община станет духовной силой, только тогда она сможет удержаться". По его мнению, нужно было сформировать в Палестине единую, двунациональную общину, которая "уничтожит разницу между истиной и реальностью, между идеей и фактами. между моралью и политикой".
"Мы должны разъяснить, что у нас нет ничего общего с империалистической идеологией, которая на этот раз предъявляется в обертке гуманизма. Нам не нужна никакая внешняя политика, единственным нашим стремление должно быть стремление к достижению прочного дружественного соглашения с арабами".
Бубер был чрезвычайно озабочен, и эта озабоченность росла на фоне усиления английского влияния в Палестине, тем фактом, что евреи постепенно выживают арабов с их земель, вместо того, чтобы осваивать свободные, ранее непригодные для сельскохозяйственной деятельности земли и объяснять арабам экономические преимущества еврейского ограниченного присутствия в Палестине. При этом, Бубер разделял арабов владельцев больших земельных наделов и простых крестьян Палестины, которые "по природе своей милосердны".
Не изменилась позиция Бубера и после событий 29-го гоа в Аль Халиле, Цфате и других городах Бубер говорил о том, что если сопротивление арабов не будет переборено, еврейский народ будет обречен в Палестине на вечную войну с арабами. Но чрезвычайно важно перебороть это сопротивление не жестокими и вооруженными методами, а через большую гуманизацию собственного общества, через большее просветление собственного народа. "
Наша колонизация Палестины должна коренным образом отличаться от колонизации английской. Мы не ведем речь о расширении нашего влияния в Палестине, но о его концентрации. Мы не говорим о преобладании одного народа над другим, мы говорим об обществе, в котором два народа будут существовать в подлинной дружбе и подлинном братстве"
. "Сегодня мы не можем опираться на историческое право на землю Страны Израиля. Наше право на эту землю мы купили своим тяжелым трудом. Работая на земле мы доказали наше право пребывать на ней. Но это не должно ни в коей мере быть за счет интересов арабского народа. Более того, укрепление арабского народа, увеличение его благосостояния, должно быть частью нашего труда на этой земле"
Бубер видел три важных момента в отношениях между евреями и арабами:
1) Необходимо признать арабское национальное движение, не движением религиозных вождей, но движением именно национальным и соответственно воспринимать его позицию как волю арабского народа, которая в отношении принятия решений должна быть не менее важна чем воля народа евреского
2) Необходимо отдавать дань уважения исламу. Подобно тому как в общине мы стремимся не нарушать публично еврейские заповеди, речь должна идти о том. чтобы и традиции ислама не нарушались публично.
3) Необходимо осваивать культурные ценности друг-друга через создание общих систем образования, совместного воспитания, платформ для совместного творчества.
Начало здесь