Интересное продолжение спора РЖД с ФАС на 2,24 млрд.

May 07, 2014 12:13

Как я писал, недавно ФАС России в апелляции, а затем и в кассации выиграла важнейший спор с РЖД. Дело в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в ФАС России материалов от нескольких десятков хозяйствующих субъектов, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, органов прокуратуры. В этих обращениях указывалось на значительный рост совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования, увеличение размера нерегулируемой «вагонной составляющей», неполном согласовании или отказе от согласовании заявок на перевозку грузов по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, необеспечении отправок массовых грузов и «повагонных отправок» грузовыми вагонами принадлежности перевозчика и др.

Ознакомившись с материалами, которые находятся в открытом доступе, я для себя сделал вывод, что это одно из немногих дел, в которых я поддерживаю ФАС, а не хозяйствующего субъекта.

Резонансность этому делу придавали как громкие заявления руководства ФАС России, так и впечатляющий размер штрафа - 2,24 млрд. рублей, который считается одним из самых крупных в истории ведомства.

Однако несмотря на то, что суды в итоге поддержали позицию ФАС по наличию самого факта нарушения, Арбитражный суд Москвы, рассматривая законность штрафа, установил, что размер штрафа был определён ведомством неверно.

Так, суд посчитал, что штраф должен рассчитываться не от всей выручки РЖД по перевозкам, а от суммы выручки, полученной при отправлении грузов, указанных в заявках со станций отправления, которые были указаны в самом решении ФАС.

Но более интересны другие выводы суда:

Суд считает, что размер штрафа 2 241 296 238 рублей является несоразмерным, не отвечает принципам дифференцированности, справедливости и не учитывает имущественное положение ОАО «РЖД».

В соответствии с Отчетом о прибылях и убытках ОАО «РЖД» (форма No2) за 2013 год чистая прибыль ОАО «РЖД» составила 740 миллионов рублей.

Сумма штрафа наложенного оспариваемым постановлением составляет 2 241 296 238 рублей. Из этого следует, что сумма штрафа более чем в 3 раза больше прибыли ОАО «РЖД» за 2013 год.

При рассмотрении дела, судом также принято во внимание, что ОАО «РЖД» является государственной компанией.

Честно говоря, никогда не видел такую мотивировку ни в части "скидок для госкомпании, ни в части превышения размера штрафа величины чистой прибыли. На самом деле, конечно, оба этих обоснования совершено разумны, но есть ли они где-то в законе? Нет, в законе этого нет и это пока полностью на уровне правоприменительной практики.

С одной стороны, такие тенденции делают штрафы несколько более справедливыми, с другой стороны - создают прецедент неэффективности применения оборотных штрафов в принципе.

Да, штраф 2,24 млрд. был снижен судом до 9 млн руб...

UPDATE: Девятый арбитражный апелляционный суд 04.08.2014 оставил в силе решение суда первой инстанции.
UPDATE: Арбитражный суд Московского округа 25.11.2014 оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций.
UPDATE: ФАС России обратилась с жалобой в Верховный Суд России. Жалоба принята судьёй к рассмотрению 27.02.2015.
UPDATE: ВС РФ 06.04.2015 отказал в удовлетворении жалобы ФАС, признав снижение штрафа законным.

Похожие темы:

Первое антимонопольное дело нового ВС РФ

КС РФ не стал рассматривать жалобу #РЖД на антимонопольный закон

Судебные акты, Злоупотребление доминированием, Железнодорожные перевозки, Позиция ВС РФ и ВАС России

Previous post Next post
Up