Дело "Аэрофлот", "Ютэйр", "Сибирь" vs. ФАС

Oct 10, 2013 17:42

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) сегодня удовлетворил кассационные жалобы авиакомпаний "Аэрофлот", "Ютэйр" и "Сибирь", отменил судебные акты по спору с Ростовским Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) и отправил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

Это - важнейшее дело по нарушению антимонопольного законодательства на рынке авиаперевозок пассажиров.
Напомню, что позднее другими территориальными управлениями было возбуждено ещё несколько дел по авиаперевозкам. Претензия у ФАС одна - высокие цены на билеты.

В данном конкретном случае УФАС установило, что три авиакомпании коллективно занимают доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом на авиалинии г. Ростов-на-Дону - г. Москва - г. Ростов-на-Дону.

УФАС также установило, а суды первой и апелляционной инстанции подтвердили, что авиакомпании, отказавшись от самых дешёвых тарифов, с учётом повышения спроса, значительно повысили рентабельность своих услуг.

Так например, если брать Аэрофлот, то по данным, предоставленным самим перевозчиком, показатель занятости кресел в самолёте (то есть доля проданных билетов в самолёте) вырос с 68,98% в январе 2012 года до 79,40% в августе 2012 года. С учётом этого, затраты ОАО «Аэрофлот», приходящиеся на 1 перевезённого пассажира, снизились за тот же период более чем на 30%.
Таким образом, Аэрофлот, отказавшись от самых дешёвых тарифов, с учётом повышения спроса, значительно повысил рентабельность оказания своих услуг.

Поскольку УФАС не доказало ни сговора, ни установления монопольно высокой цены, оно пошло по более интересному, так сказать, новаторскому пути - квалифицировало подозрительные действия авиакомпаний по пункту 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» - экономические или технологические не обоснованные сокращение или прекращение производства товара. В данном случае - сокращение и полное прекращение продажи билетов по дешёвым тарифам экономического класса.

Как указывал суд, это позволило авиакомпаниям, злоупотребив доминирующим положением, фактически повысить цены на авиаперевозки, отказавшись от значительного сегмента тарифов экономического класса, спрос на которые сохраняется. Такой отказ от продажи билетов по тарифам экономического класса привёл к росту минимальной стоимости перелёта на 100% - 227%.

Мотивы суда кассационной инстанции пока не известны, от этого во многом будет зависеть судьба дела на "втором круге".

Будем следить за этим делом!

Карточка дела: http://kad.arbitr.ru/Card/5fb2e877-d495-4d02-a23b-3e53171e5bb6

UPDATE. При новом рассмотрении Арбитражный суд Ростовской области 19.02.2014 удовлетворил требования авиакомпаний и признал решение УФАС недействительным.
UPDATE. 15-й арбитражный апелляционный суд 29.04.2014 оставил решение суда в силе.

Судебные акты, Злоупотребление доминированием, Авиаперевозки

Previous post Next post
Up