Иллюстрация: из интернета
Вместо предисловия...
Предлагаю провести мысленный эксперимент.
Предположим, что Вашей 4-17-летней дочери предстоит костюмированный бал в детском саду/школе/колледже. И ей надо предстать на балу в облике одного из персонажей (на выбор) ʺСнежной Королевыʺ.
Вопрос: кем из героев ʺСнежной Королевыʺ Вы хотели бы нарядить свою дочь?
Надо сказать, костюмы из ʺСнежной Королевыʺ можно выбрать на любой вкус. Любителей животных могут заинтересовать образы Во́рона и Северного Оленя; любителей цветов - Огненная Лилия, Нарцисс или Подснежник; любителей этнографии - Лапландка и Финка. Особо либеральные могут нарядить дочь Принцем - ведь это так современно: девочке рядиться мужчиной.
Но, полагаю, большинство родителей хотело бы видеть свою дочь Снежной Королевой.
Второе место по популярности, скорее всего, занимает образ Маленькой Разбойницы.
Конечно, найдутся желающие нарядить дочь Гердой, но не думаю, что таковых окажется много.
Выбор маскарадного костюма для дочери - это невольное и, чаще всего, неосознанное, проявление собственных нравственных предпочтений, собственных представлений о добре и зле. Т.е., в некотором смысле, выбор будущего своей доченьки, выбор её пути в жизни.
Для большинства современных родителей Герда - носительница христианских добродетелей - скучна, неинтересна, крайне несовременна и абсолютно непонятна. Зачем-то ей понадобилось - босиком! - таскаться по всему свету, рисковать жизнью. Ради чего? - Ради какого-то балбеса, который, к тому же, ещё и по-хамски с ней обращался. Умные - так не поступают.
То ли дело Маленькая Разбойница - вот она умеет за себя постоять! И своего не упустит, и от чужого не откажется! Очень современная девушка!
Но, безусловно, лучше всех - сама Снежная Королева. Ах, какая она красивая! Ах, какая она нарядная! Ах, какая она могущественная!
Конечно, моя дочь должна быть только Королевой! Не суть важно, Снежной или Песчаной; главное: моя дочь должна повелевать! Чтобы все её слушались! -
И особо рьяные родители не ограничиваются изготовлением сверкающей одежды для дочки. Будучи абсолютно уверенными в собственной непогрешимости, они уродуют нежное детское личико мерзким гримом, который должен, по их мнению, максимально уподобить девчушку Снежной Дьяволице...
Что тут можно сказать?
- Только то, что мы сами выбираем своё будущее.
Ведь мы не ограничиваемся тем, что наряжаем дочку Снежной Королевой.
Главное: мы воспитываем её этой самой Снежной Королевой.
Мы восторгаемся теми дочкиными выходками, которым надо бы ужасаться, и поощряем те её склонности, которые надо бы искоренять.
И нам не приходит в голову внимательно перечитать знаменитую сказку Андерсена и задать себе простой вопрос: а захочет ли Снежная Королева ухаживать за больными престарелыми родителями?
Ведь старость, и тем более - болезни, - вовсе не за горами.
Захочет ли взлелеянная нами Королева терпеть рядом с собой неприглядного в своей болезни родного человека? Да и могут ли быть у Ледяной Девы - повелительницы смерти - родные люди?
Так что у родителей - любителей ʺкоролевскихʺ замашек у дочек - имеется перспектива до настоящей старости, с настоящими болезнями, - и не дожить. Поскольку уже сейчас достаточно много частных ʺсанаториевʺ, в которые поступают вполне здоровые пожилые люди, подозрительно быстро возвращающиеся оттуда уже в виде трупов. ʺВосстанут дети на родителей и умертвят ихʺ... ʺЧто посеешь, то и пожнёшьʺ... Почему, собственно, современные эмансипированные люди должны отравлять свою жизнь заботой о родителях, которые в своё время ʺпланировали семьюʺ, убивая своих детей, среди которых, возможно, были и такие ʺне умныеʺ, как Герда? Вот убитая вами Герда пусть о вас и заботится, а я - Снежная Королева...
Тройное дно ʺСнежной Королевыʺ
ʺСнежную Королевуʺ, как и многие другие произведения Андерсена, превратили в детскую сказочку (это - ʺпервое дноʺ).
ʺСнежная Королеваʺ - вовсе не сказка, а христианская притча (это - ʺвторое дноʺ).
С христианской точки зрения в притче имеются удивительные откровения.
Вот момент похищения Кая Ледяной Девой. Мальчику страшно, он хочет молиться, но не может. То́, что он не может молиться, хотя и желает, - абсолютно однозначно свидетельствует о демонической сущности столь любимой советским народом Снежной Королевы.
ʺКай дрожал от страха, хотел прочесть «Отче Наш», но в уме у него вертелась только таблица умножения.ʺ
Потрясающее свидетельство христианского писателя!!!
Если бы у мальчика ʺвертелсяʺ в уме какой-нибудь никчёмный стишок, какая-нибудь пустая песенка - было бы всё-таки лучше. Поскольку даже в самом никчёмном человеческом слове - присутствует какое-то живое человеческое чувство; хотя бы слабенькое отражение Великого, Божественного Слова. И от этого маленького человеческого слова мог бы перекинуться мостик к Слову Великому, Спасительному, - к Молитве.
Молитва могла бы спасти Кая от похищения дьяволицей.
Но в уме Кая ʺвертеласьʺ только таблица умножения!
Цифры!!!
Пустые, мёртвые, цифры!
Которые никогда не могут перетечь в молитву! В живую, спасительную Молитву!
Насколько гениально предсказал Андерсен нынешнюю ʺцифровизациюʺ и её антидуховную и античеловеческую сущность!
Но это ещё не всё.
Из повествования ясно, почему в уме Кая ʺвертеласьʺ именно таблица умножения, а не какой-нибудь стишок.
Причина в том, что ранее с Каем произошло несчастье: к нему в сердце и в глаз попали осколки дьявольского зеркала (о котором говорится в самом начале притчи). Другими словами, Кай стал одержимым бесами и, соответственно, потерял возможность неограниченно распоряжаться своими способностями. Бесы раздували в мальчике гордыню; он стал гордиться своей мнимой учёностью, своими способностями... И таблица умножения занимала далеко не последнее место в списке ʺдостиженийʺ Кая.
А в критический момент злополучная таблица умножения (с помощью бесов, конечно же) загородила собой путь к молитве, к спасению...
Вот так нас губит именно то́, чем мы гордимся...
* * *
В притче имеется и другой, очень интересный с духовной точки зрения, эпизод.
Дети разговорились с бабушкой о Снежной Королеве.
ʺ - А Снежная королева не может войти сюда? - спросила девочка.
- Пусть только попробует! - сказал мальчик. - Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!
Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом.
Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно-белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.ʺ
ʺПусть только попробует!ʺ - высказал мальчик свою мнимую храбрость по отношению к гипотетической (на тот момент) Снежной Королеве.
Мудрая бабушка поскорее ʺзавела разговор о другомʺ.
И не когда-нибудь, а вечером того же дня Снежная Королева явилась Каю - пока ещё за окном.
ʺХрабрецʺ страшно испугался, мгновенно забыв о своей храбрости.
Явление дьяволицы за окном - это была первая встреча Кая с нечистью.
Через полгода в сердце и глаз Кая попали осколки дьявольского зеркала - эта вторая встреча с нечистью обернулась для мальчика одержимостью. Удивительно, что произошло это ровно в 5 часов.
Ещё через полгода Кая похитила дьяволица - что в духовном смысле, видимо, означает полное безумие...
Манькова О.А., 22.12.2022.
Продолжение: ʺТройное дно ʺСнежной Королевыʺ - часть 2ʺ (
https://antisovetchina7.livejournal.com/44003.html ); ʺТройное дно ʺСнежной Королевыʺ - часть 3ʺ (
https://antisovetchina7.livejournal.com/44117.html ).