Письма из прошлого: ʺАглаидаʺ - несостоявшаяся опера

Jan 01, 2023 17:37

На этот непонятный и неудобный день - 1 января - приходится не только т.н.Новый год с его разгульями и одиночеством, надеждами и разочарованиями, весельем и отчаянием.
На этот же самый день - 19 декабря ст.ст. - приходится и память святых: праведной Аглаиды и мученика Вонифатия.



Иллюстрация: из интернета.

Когда-то житие этих святых потрясло меня настолько, что породило очень смелые идеи. Поэтому считаю нужным привести житие (в сокращении).

« Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. <...> Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. <...> Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем.
Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. <...>
Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. <...>
Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, <...> наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия <...> выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.
Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел. <...> Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия. »

Далее - отрывки из моих давних писем родственнику, который теперь - увы! - уже никогда ничего не напишет.

« Недавно я совершенно неожиданно обнаружила потрясающий сюжет для оперы (по-моему, удачный сюжет - половина успеха).
Насколько мне представляется, для по-настоящему хорошей музыки нужен простор; т.е. она должна выражать по-настоящему глубокие, сильные и возвышенные чувства.

19 декабря / 1 января празднуется память муч.Вонифатия и преп.Аглаиды. Почитайте их житие (для этого в поисковой строке можно набрать ещё и "Димитрий Ростовский"). Но в житии, как можно догадаться, о человеческих страстях говорится мало. А они в данном случае, безусловно, были.

Основной пафос предполагаемой оперы должен заключаться в возвышении любви земной до любви небесной. Сама по себе - очень благородная идея. И творческая задача - сложная и интересная.
<...>
07.01.2011.»

« Никто от Вас не требует, чтобы через 2 месяца опера была поставлена на сцене. Но если сюжет Вас по-настоящему заинтересует, он будет жить в Вас скрытно, возможно, несколько лет - не давая ни одной путной мелодии; это - период созревания замысла, который может длиться десятилетиями. А потом - вдруг! - фонтаном польются мелодии - только успевай записывать!!!
У Вас - некоторое преимущество перед профессиональными музыкантами: Вам незачем себя ЗАСТАВЛЯТЬ заниматься музыкой. Вы - более свободны; поэтому и музыка может получиться особенной, ни на чью не похожей.

Судя по всему, житие Вы прочитали. А теперь надо его ПРОЧУВСТВОВАТЬ. Удобнее всего это сделать, представив себя на месте Вонифатия.

Ты - верный раб; всячески стараешься угодить хозяйке. А хозяйка, хоть и ценит твои деловые (и все прочие) качества, и даже пускает тебя в постель - но видит в тебе исключительно ВЕЩЬ. Она уверена, что все твои трудовые (и прочие) подвиги соделываются исключительно ради твоих собственных интересов. Ты её по-настоящему ЛЮБИШЬ, а она не верит и ПРЕЗИРАЕТ тебя, считая подхалимом.

Аглаида, со своей стороны, как может тебе поверить? Ведь она - богатая римлянка, а ты - всего-навсего раб.
Разве можно ожидать глубокого чувства от зависимого человека? Разве не естественно для раба подхалимничать, чтобы добиваться всяческих привилегий? Она и так роняет своё патрицианское достоинство, пуская тебя в постель; какой ещё награды тебе хочется? Кроме того, Аглаида - христианка, поэтому имеет представление о христианской нравственности. А ты, в противовес христианской заповеди, склоняешь её к блудному сожительству; да ты вообще - соблазн, дьявольское наваждение! Она СЕБЯ презирает за то, что не в состоянии устоять перед твоими чарами! Так что она тебя только ТЕРПИТ, СТРАДАЯ при этом: и её христианское достоинство, и её патрицианская гордость оказываются глубоко униженными.

Наконец, Аглаида обессилела от своей беспомощности, от презрения и к тебе, и к себе. Она почувствовала, что дальше так жить невозможно. Она знает, что помочь ей может только Бог, но разве Бог услышит молитву окаянной грешницы?
Она решила КУПИТЬ себе молитвенника - христианского мученика. Это задание она дала тебе - своему ненавистно-любимому мучителю, непотребнейшему грешнику.

А ты - вовсе не так чёрств, как полагает твоя хозяйка. Ты видишь и понимаешь её мучения. Тебе очень хочется помочь ей! - И ты со страшной неотвратимостью приходишь к выводу, что МУЧЕНИКОМ должен стать ТЫ САМ.

Легко сказать: "Стать мучеником". А каково переносить изощрённые, чудовищные пытки? Какие силы надо иметь, чтобы пойти на них добровольно?
ГОСПОДИ, ПОМОГИ!!!
Буря чувств и - пламенная, обречённая молитва...
...

Ты, как преданный раб, сделал даже больше, чем от тебя требовалось: не только доставил надёжного небесного покровителя, но и избавил любимую от соблазна...

А что любимая? - А ОНА ВСЁ ПОНЯЛА!!! Она наконец-то тебя оценила! Она перестала гнушаться своей любовью к тебе! Она ПОЧУВСТВОВАЛА, что на Небе ты так же преданно заботишься о ней, как когда-то заботился на земле... И она тебе бесконечно благодарна, и её любви к тебе уже ничто не мешает... Отстранившись от земных страстей, ВЫ УВИДЕЛИ БОГА, поскольку "Бог есть любовь..." (1-е Ин., 4, 16); а, увидев Бога, вы Его полюбили всей полнотой исстрадавшейся души и НАВСЕГДА СОЕДИНИЛИСЬ В МОЛИТВЕ...

Опера должна называться: "Аглаида". Уничижение Вонифатия должно отражаться даже в названии.

Мне кажется, что в действительности всё было именно так, как я показала. Конечно, у каждого - свой путь к Богу, но трудно представить, чтобы закоренелый грешник так быстро обратился. В данном случае, насколько мне кажется, была лишь греховная маска на чуткой и доброй душе.

Мне кажется, этот сюжет даёт богатейший эмоциональный материал. Диапазон - от мелочных страстишек (которые, безусловно, были) до величавой жертвенности; от бытовой суеты - до Бога. Заметьте: в человеческой душе всё это (казалось бы, несовместимое) причудливо переплетается. - Фантастические возможности для музыкального воплощения!

Не спешите. Не надо пытаться сразу придумать какую-нибудь музыкальную характеристику. Мелодии придут сами, без насилия. Но это - только в том случае, если Вы глубоко проникнете в чувства героев, поймёте и полюбите их.
<...>
19.01.2011.»

Вот такие письма. Давно это было.

Манькова О.А., 01.01.2023, память муч.Вонифатия и прав.Аглаиды.

Искусство, Из "археологических раскопок"..., Настоящая любовь, Божии избранники, Памятные даты, Непридуманные истории

Previous post Next post
Up