Вот и отшумело Вербное Воскресенье с его весёлой толкотнёй - достойная память мимолётного земного триумфа Христа Спасителя.
Да, 2 тысячи лет назад Его встречали как Царя - с восторженными криками, с пальмовыми ветвями, с бросанием собственной одежды под ноги Его осла... Даже ближайшие ученики ещё не понимали, что это бурное ликование - начало страшной развязки...
И вот - Страстна́я Седми́ца. Земная жизнь Спасителя отсчитывает последние часы. На богослужениях появляются особые, ″страстны́е″, молитвословия.
″Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща, недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сном отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши, и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.″
Этот тропарь поётся на утрени в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду. Его первая часть (всего-то 17 слов) - вмещает в себя ссылки на две Евангельские притчи, да ещё и с толкованием!
Особенно интересна первая притча.
Она запечатлела собой те времена, когда люди ещё осознавали величайшую мистическую силу девственности...
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 1-13.
Как всегда, труднопонимаемую духовную реальность Христос иллюстрирует привычной житейской ситуацией. Впрочем, за 2 тысячи лет жизнь изменилась настолько, что тогдашняя повседневность - сегодня нуждается в пояснениях.
Итак, речь идёт о свадебном пире - самом большом торжестве в жизни человека. Всё действо разворачивается вокруг «князя и княгини», «царя и царицы» - жениха и невесты.
И, конечно же, самый-самый главный на свадьбе - это жених.
Жениху, как самому главному, устраивают максимально торжественную встречу: шествие нарядных девственниц с горящими светильниками.
Девы - со светильниками.
Богородицу - в возрасте 3 лет - также сопровождали девы со светильниками, когда Её торжественно вводили в Иерусалимский храм (празднование 21 ноября /4 декабря).
Иллюстрация: Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы (из интернета).
Девы со светильниками участвовали и в коронационных торжествах.
Удивительно: горящий светильник - абсолютно необходим (это следует из текста притчи)!
Светоносная девственность - теперь можно лишь предполагать, какой именно мистический смысл заключался в таком шествии.
[ Интересно, что во времена Наполеона ещё сохранялась некая память этого смысла.
Наполеону захотелось устроить себе такую же коронацию, как у Карла Великого. Выяснилось, что в коронации Карла Великого участвовало 12 девственниц. Кто-то из придворных возразил Наполеону: после Великой Французской Революции - так много девственниц в Париже не найдётся. И от шествия дев пришлось отказаться. - Т.е. нужна была не видимость, а сущность! Никому не пришло в голову нарядить «девами» кого попало! (К слову, поголовное изнасилование всех, включая малолеток, - один из индикаторов того, чья рогатая фигура стояла за ширмой «политических» страстей во Франции.)]
Возвращаясь к притче Христа, надо отметить, что жених сильно задержался.
Дело было к вечеру, участницы торжественного шествия уснули. В полночь их разбудили: встречайте жениха!
Девы вскочили и занялись светильниками. Пятеро мудрых имели с собой запас масла и быстро приготовились к шествию. У других пятерых светильники едва тлели, запаса масла не было, и они попросили у запасливых. Но те, опасаясь недостатка, посоветовали лучше купить масло у продающих.
Неразумные девы были вынуждены отправиться покупать - т.е. без горящих светильников они не могли участвовать в шествии!
Тем временем прибыл жених, пятеро мудрых дев с горящими светильниками торжественно его встретили. И прошли вместе с ним на пир, «и двери затворились» (Мф., 25,10).
Потом пришли остальные пять, но на пир их уже не пустили.
Что тут можно сказать?
Когда притчу о десяти девах читает бывший советский человек, до отказа нафаршированный советской пропагандой с её коллективизмом, - он не понимает, как это можно не «проявить солидарность»; не «поделиться с товарищем», если этому «товарищу» не хватает того, что есть у тебя (то, что «товарищ» виноват сам - никому не интересно). Советская пропаганда внушала: надо всем помогать, а частнособственнические интересы - вообще позор! У всех всё должно быть одинаково; если светильники гаснут - то обязательно у всех! Чтоб не выделялись всякие несознательные элементы своей разумностью!
А Священное Писание учит другому: разум дан человеку не напрасно. (Даже термин такой есть: дар рассуждения.) Разумный человек должен осознавать последствия своих действий. И, если его «щедрость» или «товарищество» могут затворить перед ним Двери в Царствие Небесное - от таковых «достоинств» лучше отказаться.
Собственно, духовная жизнь человека - это непрерывное обдумывание: что́ (т.е. какие действия) приближает к Богу, а что́ - удаляет от Него. И ещё нужна пламенная решимость (горящий светильник!) избирать именно то, что к Богу приближает. А масло для светильника - любовь к Богу.
″Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи...″
Конечно, Жених - Сам Христос. О Невесте в этой притче не упоминается. А мы все - души, желающие проникнуть на пир, - уж не буду уточнять, мудрые или не очень...
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.» (Мф., 25,13)
Манькова О.А.,18.04.2022 (Великий Понедельник).
Примечание. Другая статья о духовном значении девственности: "Мученица Серафима: неполиткорректное житие" (
https://antisovetchina7.livejournal.com/25145.html ).