«<...> Госпо́дь <...> посла́ <...> А́нгела пресве́тла в новоя́вленнем о́бразе <...> Держа́внем <...>».
Это - сокращённая цитата из Акафиста в честь Державной иконы Богородицы (Кондак 7). Не правда ли, странные слова́? Можно сказать, даже смущающие.
Но эти «смущающие» слова обретают новый, неожиданный смысл, если сопоставить их с текстом одного редкостного свидетельства:
«... Икона, стоявшая в этой воде, подгнила, так что часть ее пришлось впоследствии подпилить [на ней было изображение Архангела...]...» (Источник: В гости к батюшке Серафиму / Сост. С. В. Фомин М.: «Паломник», 1997. С. 450.) ("Свидетельства о первоначальном виде Державной иконы Богородицы":
https://antisovetchina7.livejournal.com/23474.html ).
Получается, от знаменитой Державной иконы Богородицы была отпилена нижняя часть, на которой был изображён Архангел!!!
На отпиленной части были изображены, помимо Архангела, подножие трона Богородицы и, главное, - Её ступни! - У кого могла подняться рука, чтобы у Богородицы ноги отпиливать?!!
Укорачивание иконы выглядит величайшим кощунством.
Существует мнение, что нижнюю часть Державной иконы отпилили враги России с колдовской целью, чтобы лишить народ благодатной защиты Богородицы.
Что ж, вполне возможно.
Но мне интересно рассмотреть другую, более оптимистичную, версию развития тех давних событий.
По-моему, некоторые подробности отпиленного изображения можно «домыслить», опираясь на детали других икон Богородицы.
Ниже представлены 3 иконы, содержащие изображения Ангелов:
1) Кардиотисса - 4 Ангела;
2) Явление Богородицы преподобному Александру Свирскому - 4 Ангела;
3) Всецарица - 2 Ангела.
Полагаю, внешний вид Архангела на Державной иконе мог иметь большое сходство с одним из коленопреклонённых Ангелов на иконе «Явление Богородицы...».
На иконе «Кардиотисса» две яркие особенности: очень маленький размер Ангелов; свитки с текстами в руках каждого из них.
Ангел может держать в руках не только некие символические предметы, но и текст! Вот это - очень интересно!
Какой объём могут иметь тексты на иконах - можно видеть на иконе Спасителя (справа - увеличенная часть иконы):
На приведённой иконе Спасителя можно прочитать весьма значительный фрагмент Евангелия от Иоанна: глава 15, стихи 9-20.
Следовательно, и на Державной иконе Богородицы могло присутствовать изображение Архангела, держащего свиток с хорошо читаемым текстом. На отпиленном пространстве иконы могли также находиться некие символические предметы.
Т.е. укорачивание иконы могло иметь целью сокрытие некой информации. В свою очередь, информация могла быть понятной (что маловероятно) или зашифрованной. В любом случае информация была важной, значимой.
Примечательно, что и сам по себе факт сокрытия информации - путём отпиливания нижней части иконы - также был тщательно скрыт. Ведь об укорачивании Державной иконы - практически никто не знает.
Хорошие и не очень иконописцы, добросовестные и не очень настоятели - пишут иконы, открывают храмы в честь Державной иконы Богородицы - и дружно продолжают кощунственно изображать Богородицу в «урезанном» виде, зачастую даже не догадываясь о собственном кощунстве.
Справедливости ради надо сказать, что неправильно понятая информация может оказаться и губительной... Возможно, её и следует сокрыть до времени...
Тайна сия велика́ есть...
Манькова О.А.,19.04.2022, Великий Вторник.