Решил объединить эти три города в один очерк, поскольку никаких достопримечательностей там не посещал, так что не будет обычных исторических экскурсов и прочего.
Индия для меня начиналась и заканчивалась Делийским международным аэропортом имени Индиры Ганди. Говорят, он лидирует в международных рейтингах худших аэропортов, обгоняя парижский Шарль-де-Голль и нью-йоркский ДФК. Ну не знаю… Кое-что конечно есть, но не настолько же! С другой стороны, я и Шереметьево интуитивно-понятным считаю:)
По прилёту, после всех формальностей, выходим в зал прибытия. Слева сразу замечаем полицейского - он охраняет выход к бесплатному автобусу до внутреннего терминала - пускает по предъявлению распечатки билета на внутренний рейс. Левее данного выхода - стойка препейд-такси от "Ашок Трэйвел", правее - стойки "Кингфишера" и "Джет Эйрвейс". В 5-м часу ночи работал только "Кингфишер".
По правую руку у нас есть обменник государственного SBI - написано, что меняют без комиссии. Правда, не врут. Говорят, где-то дальше есть и банкомат ICICI, но я его не искал.
Прямо, слева от прохода дальше - стойка "Эйртела", где подключил мобильник, а справа - будка государственного препейд-такси. Ещё одна будка препейд-такси будет на улице, когда выходишь из здания аэропорта. Так вот, на государственном препейде (от транспортной корпорации Дели) такси до вокзала Нью-Дели стоило 350 рупий (ночной тариф), а у "Ашок Трэйвел" - 450 рупий.
Но парни в государственном препейде упрямо отсылали к "Ашоку", демонстрируя ярко-выраженное нежелание исполнять свои служебные обязанности. Зато дядечка из "Ашока" чуть ли не за руку отвёл к машине (у них белые кондиционированные такси) и сдал водиле. А водитель оказался образцом любезности, всю дорогу обращал внимания на разные достопримечательности, мимо которых проезжали, не заикнулся о какой-либо дополнительной плате, и даже порывался проводить меня до поезда.
Ещё из аэропорта регулярно (где-то раз в полчаса) ходят автобусы до ISBT - главного делийского автовокзала. И строится линия метро - надеюсь, к следующему визиту построят.
Раджастанские делюкс-басы приезжают не на ISBT, а к Биканер Хаузу - представительству штата Раджастан в столице Индии. Отправляются оттуда же. Расположено оно на циркле вокруг Ворот Индии. Пожалуй, тут у меня случился самый сложный из торгов - вечером в субботу плату на авторикшу до всё того же вокзала Нью-Дели удалось сбить только до 100 рупий - явно переплатил.
Вокзал Нью-Дели - очень удобный ориентир. Ибо от него начинается главная бэкпекерская улица Дели, Мэйн Базар - просто выйти через главный вход и перейти дорогу (называется Хэлмсфорд Роад). Сам вокзал велик, но не настолько, как колькатская Хоура.
На площади перед главным входом имеется будка препейд-авторикш, рикша до аэропорта стоил 130 рупий. Вход на станцию метро - с восточной стороны вокзала. Но там постоянна толкучка у касс и на платформах.
Мэйн Базар стоит того, чтобы пройтись по нему. Масса отельчиков на самой улице и в узких переулочках. Остановился в одном из таких (переулочных) - "Стар Парадиз", сингл на 3-м этаже (этажи в Индии считают на английский манер, то есть по-нашему это 4-й этаж) с басрумом, ТВ и вентилятором стоит 400 рупий, чек-аут у них в 12:00, но заселялся в семь вечера и договорился с менеджером о 24-часовом чек-ауте - не обманули. Этот же переулочек ведёт к рекомендованному "ЛП" "Даунтауну", вывеска на котором говорила о местах в дорме всего за 75 рупий - не проверял. Ещё в этом переулке имеется "Эверест кафе" и Интернетня.
А вообще, на Мэйн Базаре масса лавочек, являющихся одновременно турагентствами, Интернетнями, салонами мобильной связи и много ещё чем:)
В дальнем конце Мэйн Базара имеется фруктовый рыночек, где и купил дыньку за 40 рупий - они только появились, дынька явно ещё не набрала сладости, но аромат уже имелся. Кстати, мякоть у местных дынь не жёлтая, а скорее красноватая.
Сам Мейн Базар приводит к станции метро "Рамакришна Ашрам Марг" - вот ей лучше и пользоваться, ибо народу на ней мало. Рядом с метро, за забором с колючей проволокой (?! - причём никаких проходов оный забор не имеет) имеется памятник Вивекананде. Разумеется, поблизости обнаруживается и офис миссии Рамакришны.
На Мэйн Базаре есть масса ресторанчиков и кафешек, простые же едальни в индийском стиле расположены на Хэлмсфорд Роад. Здесь же на углу у моста наливают манговые коктейли.
Достопримечательностей в Дели хватит на три полных дня осмотра минимум. В этот раз я много чего хотел посмотреть в других местах, поэтому Дели был для меня исключительно транзитным городом.
А вот достопримечательности столицы Мадхья-Прадеша Бхопала (местные произносят как Бопаль) посмотреть хотел, но из-за коллизии с "Джетовским" рейсом пришлось от этого отказаться. Ещё интересно, сколько получил автор раздела по МП в последнем "ЛП" от профсоюза бхопальских рикшевозов. За что? А за то, что написал, что попасть с вокзала на Хамидию Роад можно, только проехав 3 километра на авторикше.
Туда я ещё доехал за 50 рупий, но вот когда на другой вечер намылился ехать обратно, рикшевоз удивлённо посмотрел на меня - чё, 200 метров сам не дойдёшь? Дело в том, что Бхопальский вокзал, как любой другой вокзал в Индии, имеет надземный переход над путями. Разумеется, в первый день пребывания в Индии этого я ещё не знал и доверился "ЛП".
Так что, путь с вокзала на Хамидию очень прост - проходим через переход, сворачиваем налево и через пару минут оказываемся в начале Хамидии Роад. Именно на этой улице сосредоточены бюджетные отельчики - в "ЛП" упомянуто три, но их гораздо больше. Так что, нечего ориентироваться на путеводитель - в рекомендованном "ЛП" отеле просили 550 рупий за убогий сингл без басрума.
Как нашёл отель в Бхопале,
уже писал в дневнике. Отель звался "Мехбуб", располагался почти напротив заправки "Бхарат Петролеум", очень приветливый заботливый владелец. Сингл на 2-м этаже с ТВ, вентилятором и басрумом стоил 400 рупий, 24-часовой чек-аут, правда окна выходили на Хамидию, по которой до глубокой ночи гоняли местные "протобайкеры". Но я так вымотался за предыдущие сутки, что выспался великолепно.
Недалеко от отеля имеется лавка, где делают сок из зелёных апельсинов и торгуют спиртным.
А вообще, на Хамидии есть всё, что нужно для жизни - вплоть до соседствующих друг с другом кинотеатра и индуистского храма:) Дисками с фильмами торгуют с таких же передвижных тележек, что и фруктами. В переулке около того самого отеля из "ЛП" ("Рама Интернешенел") отыскался неплохой И-нет, 20 рупий/час. Просидел полтора часа - всё равно взяли 20 рупий.
Чуть дальше по той же стороне улицы находится "Мановар" - конечно, уличных едален на Хамидии масса, но это заведение подойдёт для адаптации к индийской еде. Этакий "народный ресторан" с официантами и меню на-английском. Место чрезвычайно популярно у местных, так что приходить стоит пораньше - после 7-ми вечера там уже очередь. Цены умеренны - за 100 рупий наесться можно. Только меня всё мучает один вопрос - неужели неострый томатный суп с гренками - это китайская кухня?
Идём дальне и на перекрёстке с регулировщиком поворачиваем направо и за первым домом обнаруживается местная автостанция - с самой Хамидии она не проглядывается. С неё ездил в
Санчи.
Ещё с начала Хамидии ходят белые автобусы на ТТ Нагар - небольшой циркл с белой статуей Неру, где главный городской базар. Кондукторы из дверей так и кричат - "Ти-Ти Нагар Нью Маркет".
После
посещения Канхи я вернулся в Мандлу - городок довольно интересный, есть какие-то авангардистские скульптуры на цирклах, а так же настоящие гаты с белыми храмами на берегах Нармады.
Оттуда и был совершён самый длинный автобусный переезд - 10 с половиной часов на ночном локал басе в Райпур (170 рупий). По самой худшей дороге за всё время индийского путешествия, на границе двух штатов - просто настоящая тёрка по склонам гор. Движение составляли одни дальнобои, да регулярно блокпосты попадались - то ли с дальнобойщиков мзду взимать, то ли с маоистскими партизанами бороться:)
Столица штата Чаттисгарх Райпур, в отличие от двух других городов, достопримечательностями похвастаться не может. Совсем. Описание оных на сайте турдепартамента Чаттисгарха укладывалось во фразу "а у нас есть зоопарк":)
С другой стороны, кое-что может и есть - вот на привокзальной площади имелся довольно импозантный новодельный индуистский храм.
Автобус из Мандлы приехал к закрытым воротам местной автостанции в 4-м часу ночи, напротив автостанции горели огни рекомендованного "ЛП" отеля "Джоти". До железнодорожного вокзала - километра три, днём между ними бегают белые "махендровские" басы. Ночью же за 40 рупий довёз велорикша - тоже явно переплатил.
На циркле на въезде на привокзальную площадь стоит белая статуя - вроде Неру, но не уверен.
Выходя с вокзала и дойдя до статуи, сворачиваем налево. Именно эта улица нам и нужна. За вывеской рекламно-патриотического содержания -
Находятся несколько бюджетных отельчиков - выбрал "Баркул", который был чуть во дворе, а не на самой улице. Обшарпанный номер, зато с кондиционером (очень актуально в день, когда в городе была зафиксирована температура + 47 градусов в тени) обошёлся в 500 рупий. Причём при вселении отдал 600-ть - менеджер сказал про какой-то налог. Но при выселении 100 рупий мне вернули. Смысла так и не понял.
Рядом с отелем на улице имелась тележка с манговыми коктейлями. Если же пройти дальше, то есть рыночек и уличная еда, а чуть дальше - сикхская гурдвара, рано по утру у дверей которой сидели весьма импозантные сикхи, но днём остались только статуи -
На этой же улице имеется И-нет, а на углу, за спиной-вроде-Неру - хорошая кантина с традиционной индийской ведж-едой.
Закончу тем же, с чего начал - Делийским аэропортом. На вылете сполна оценил его гордое звание "худшего аэропорта мира". Во-первых, внутрь пускают только после начала регистрации - на входе охрана тщательно проверяет распечатки. Во-вторых, только индусы могли додуматься до дороги, ведущей на второй этаж аэропорта, к входам в зал отлёта.
Небольшой кондиционированный зал ожидания явно не был способен вместить всех желающих. Как и несколько забегаловок и кафешек с типично-завышенными ценами. С трудом нашёл место в одной из них, чтобы присесть и спустить остатки рупий на чашечку эспрессо с чизкейком. Ещё Делийский аэропорт заполнился повышенной активностью служб безопасности - именно их представители проверяли посадочные талоны на выходе на посадку, тщательно смотря на штампы о проверке ручной клади на каждой бирке. Выход к самолётам по трубе.
За четверть часа, что Боинг-777 рулил по дорожкам аэропорта, тёмная южная ночь успела смениться вполне ощутимым рассветом. Когда взлетели, успел полюбоваться видами Дели в утренней дымке. Да, с Дохой не сравнить:)