Очередная вольная статья. Помните наземные боевые машины Небесных людей в "Аватаре" (спасибо катарцам за интерактивные системы в самолётах - наконец-то сподобился посмотреть)? Такое и зовётся меха. Так что сегодня -
про них.
Вообще-то, больших роботов любили всегда, особенно японцы. Но до современных риал-меха путь был долгий.
Немного о терминологии. Меха - это такой жанр аниме/манги/токусацу с большими человекоподобными машинами, которые собственно и именуются меха. Называть их роботами неправильно - меха нужен пилот. Традиционно разделение на два поджанра - супер-меха и риал-меха. В первом оный меха нечто уникальное и всё из себя такое крутое, спасающее мир от вселенского зла. Во втором меха становится футуристическим оружием на поле боя обычных (или не очень) человеческих войн.
Супер-меха реально родилась в 1972 году, с "Мазингером" Го Нагая. Отдельные элементы жанра имелись и раньше, просто в оной веще они впервые были сплавлены в единое целое. Японцы сразу стали от него фанатеть. Все 70-е годы клепали супер-меха, а в конце 70-х Йошиюки Томино и студия "Санрайз" придумали риал-меху в форме "Мобильного доспеха Гандам".
С тех пор, если верить "Денше Отоке", аниме в Японии делится на "Гандамы" и всё прочее.
Первая половина 80-х годов стала временем настоящего расцвета риал-мехи - на "Санрайзе" Томино и Рёске Такахаши насоздавали массу интересных сериалов, а Сёдзи Кавамори во главе шайки отаку сделал "Макросс" и кое-что ещё.
Но с середины 80-х в аниме стало можно (и модно) снимать порнуху, трусы и много ещё чего, отчего жанр риал-меха сильно задвинули в сторону, одни "Гандамы" в силу своего сверхкультового статуса и выжили.
Потом в середине 90-х один товарищ, пребывая в жутком депресняке, снял сериал на грани двух поджанров, "Евангелион" назывался. Как меха он конечно был весьма и весьма слаб, но из-за созвучия проблем главных героев миллионам японских, а затем и неяпонских "ёжиков в тумане" обрёл сумасшедшую популярность. Попутным результатом стало возрождение меха как жанра, выход из стадии "Гандамы" и утренние шоу для дошколят.
С тех пор жанр меха живёт и временами процветает, успешно сочетаясь со всевозможными вещами (в том числе и вышеупомянутыми трусами).
Почему же меха? Некоторые несознательные граждане говорят, мол можно было обойтись простыми танками/самолётами. Глупость. Герой в суперкрутом танке и даже самолёте - не круто, а вот в мехе - круто.
Основной же смысл - персонификация войны, я бы сказал, даже придание ей человеческого лица. Лица главгероя мехи. Именно универсальная всесредная боевая машина даёт возможность главгерою творить историю мира и решать судьбы войны. В этом и смысл их использования.
Риал-меха - это почти всегда военно-политическая эпопея, с массой разнообразных героев, их сложными взаимоотношениями, противоборством стран и идеологий, философскими вопросами типа "тварь ли я дрожащая или право имею" и попытками достижения идиотских целей сравнимыми по идиотизму средствами. Дальше уж насколько творцам хватит таланта и извращённости.
Дизайн конечно со времён классических "Гандамов" и "Вотомов" сильно попопсел. Реалистичность окончательно и бесповоротно проиграла эстетизму и крутизне. Ну и на кой нам эта реалистичность? Всё равно, более-менее реалистичные мехи были только в "Газараки" и получилось как-то неубедительно. Причём не в плане мехи, а в плане творить историю. Конечно, законы мира соблюдать следует, но если они мешают красоте, то не стоит сильно на них зацикливаться. Поэтому главная претензия к меха-дизайнерам "Кода Гиасса" - это не как анин Мордред летать может, а чего это они поленились и выдали двум Рыцарям Круга серийные Сазерленды!