Технология японского путешествия - как ездить на поезде

Aug 13, 2019 08:47


После подробного разбора структуры железных дорог Японии пора уже перейти к рассказу о том, как этим богатством пользоваться.

При планировании поездки по японским железным дорогам очень удобно использовать онлайн-планировщики, чтобы знать что, когда и сколько едет туда, куда надо - сам использую hyperdia.



Выход к поездам обычно (в сельской глубинке может и не быть) осуществляется через турникет. Для его прохождения нужно приложит транспортную карту, сунуть билетик (и забрать с другой стороны) или показать проездной сотруднику. При выходе с платформы также нужно проделать аналогичные действия для прохождения турникета в обратном направлении.

Конечно, при поездке по Японии в абсолютно-подавляющем большинстве случаев используется проездной (пасс), но надо рассказать и о покупке билета обычным способом - пару раз в глухих районах Японии на местных частных линиях приходилось прибегать к этому.



Покупается билет в автомате, тем более, что на мелких станциях зачастую в кассах никого и нет. У Джей-Ар и ведущих частных компаний во всех автоматах есть возможность переключиться на английский язык (небольшая кнопка в правом верхнем углу). Автомат с тачскрином, выбираете линию (если надо), станцию назначения, вариант билета туда или туда/обратно, автомат сообщает вам сумму, суёте в машину купюры/монеты, нажимаете ОК, получаете сдачу и маленький серенький картонный билетик. С ним и отправляетесь к поезду.



Но, как и сказал выше, скорее всего к данной процедуре вам прибегнуть не удастся, так как поездами по Японии вы будете путешествовать, как любой нормальный человек, с проездным (пассом). У Джей-Ар есть общенациональные пассы на 7, 14 и 21 день, но они не включают многие второстепенные линии "третьего пути", а также содержат странные ограничения - например, их владельцу нельзя пользоваться самыми быстрыми синкансенами на линиях Токайдо/Саньё/Кюсю ("Нозоми" и "Мизухо"). Так что такой общеяпонский пасс подойдёт только для пакетной поездки в стиле best of Japan, да и стоит он дороговато.



Но у Джей-Ар есть большой набор региональных пассов, которыми и стоит пользоваться путешественнику. Обычно такие пассы охватывают все поезда в каком-либо конкретном регионе, в том числе распространяются на многие частные линии и линии "третьего пути", некоторые автобусы и паромы. Такие пассы действуют от 3 до 7 дней непрерывно, либо дают право использования 5-6 выбранных дней в двухнедельный период времени.

Свои пассы есть и у многих частных компаний, нередко связанные с каким-либо популярным туристическим регионом - Никко, Хаконе, Коя и т.п.

Так что в идеале путешествовать по Японии надо с серией пассов, лучше всего подходящих для вашего маршрута. Например, этой весной у меня было сочетание Джей-Ар Ист Саут Хоккайдо Тохоку пасса (5 выбранных дней за две недели, 20 тысяч йен), Хаконе Фринасса (3 дня, 6100 йен) и Джей-Ар Токио Вайд пасса (3 дня, 10 тысяч йен).

При покупке через Интернет скидка есть в 500-1000 йен, но вот нормально такой сервис работает только у Джей-Ар Веста - можно купить на сайте с оплатой карточкой, распечатать ваучер и обменять его на пасс на соответствующей станции (станцию и дату начала использования обязательно указать при покупке).
Так что обычно пасс покупается в турофисе Джей-Ар на вокзале либо в аэропорту, либо в кассах частных компаний. При этом обязательно нужен паспорт, который они ксерят - не забываем, что вся эта щедрость предназначена только для иностранцев - не резидентов.



Джей-Аровские пассы нельзя использовать в турникетах, так что проход осуществляется по крайнему (левому или правому) коридору, мимо окошечка, где пасс показывается сотруднику. А вот пассы частных компаний обычно нормально работают через турникет.

После прохождения турникета находим нужную платформу и садимся в нужный поезд. С этим проблем никаких нет, вся информация на табло дублируется на английском.



Отдельный разговор про лимитед экспрессы и синкансены, у вторых обычно есть отдельные турникеты, но тут также просто показываем пасс. И садимся на нерезервируемые места - где они находятся, совершенно ясно обозначено на платформах и самих поездах. Просто становимся в очередь, по открытии дверей проходим в вагон и садимся на свободные места.



За сотню поездок на синкансенах только пару раз не было свободного места у окна и один раз пришлось проехать одну остановку стоя в тамбуре "Ямабико" из Фурукавы в Сендай - пятничным вечером поезд оказался забит фанатами "Тохоку Ракутен Иглз", направлявшимися на игру любимой команды НПБ.
Так что повторю, никакой нужды в резервации мест на синкансенах нет. Более того, несколько раз, когда в последний момент вскакивал в поезд в первый попавшийся вагон, затем преодолевая расстояние до положенного мне нерезервируемого через другие вагоны, неизменно поражался забитости резервируемых вагонов народом при полупустых нерезервируемых.



Так что, резервация мест нужна только в тех синкансенах и лимитед экспрессах, в которых нет нерезервируемых мест. Для обладателей Джей-Аровских пассов она бесплатна, но её нельзя сделать в автоматах, а только в кассах предварительной продажи билетов с зелёными вывесками (мидори-но-мадогучи) либо (и это лучше, ибо там обычно с английским проблем нет) в турофисах на крупных станциях. У частников пассы резервацию не включают, так что билет на лимитед экспресс с местом покупается отдельно в автомате. С этим билетом садимся в указанный вагон на указанное место.



Объявления в синкансенах и лимитед экспрессах дублируются на английском, а вот в обычных поездах нередко есть только японский. Но думаю, проблем разобрать название нужной вам станции после слов "цуги-ва" (следующая станция) и "мамоно-ку" (поезд прибывает на станцию…) проблем никаких. Только нужно помнить, что поливановская транскрипция не отражает того, как эти названия произносят сами японцы.

В следующий раз продолжу рассказ городским транспортом.

железные дороги, Япония, технология путешествий

Previous post Next post
Up