Символом современных
японских железных дорог являются скоростные поезда-пули, знаменитые синкансены.
Синкансен (слово означает "новая железнодорожная колея") стал первым (в 1964 году) и до 2011 года (когда его превзошли
CRH (China Railway High-speed) оставался крупнейшей сетью скоростных поездов в мире. Японские синкансены ходят по отдельным путям, развивают скорость до 320 км/ч, но стандартной является 200 с небольшим км/ч.
При приватизации Японских железных дорог Синкансены сначала выделили в отдельную компанию, но в 1991 году разделили по трём Джей-Арам. Так что ныне соответствующие синкансены принадлежат тем или иным региональным компаниям.
В стране всего 6 основных линий синкансенов. Старейшей и самой загруженной является линия Токайдо синкансена, соединяющая Токио через
Нагою и Киото с Осакой.
В 1975 году была введена в эксплуатацию продолжающая его от Осаки до Фукуоки линия Саньё синкансена.
Она была в 2011 году продлена до Кагосимы линией Кюсю синкансена, к 2023 году будет построена отдельная ветка от Фукуоки до Нагасаки.
На север от Токио с 1984 года ведёт линия Тохоку синкансена через Сендай, дошедшая в 2010 году до Аомори. С переходом в 2016 году по тоннелю Сейкан в Хакодате она продлена Хоккайдо синкансеном, который к 2030 году должен дойти до Саппоро.
От Тохоку синкансена отходят две линии "мини-синкансенов", с более узкой колеей и скоростью всего 130 км/ч, больше напоминающие обычные поезда - Акита синкансен от Мориоки до Акиты, и Ямагата синкансен от Фукушимы в Шинджо.
Джоетцу синкансен с 1982 года ведет из Токио на север через горные тоннели в Ниигату. В Такасаке от него отделяется Хокурику синкансен (в 1997-2015-м - Нагано синкансен), заканчивающийся пока в Каназаве, но в перспективе к 2030 году должный добраться до Осаки.
В настоящее время на линиях работают поезда-пули 12 различных типов. Поезда курсируют в 6-, 8-, 12- и 16-вагонной комплектации, бывают и сцепки. В зависимости от числа остановок различаются категории экспрессов, каждый из которых имеет собственное имя.
На Токайдо/Саньё синкансене самые быстрые, останавливающиеся только на главных станциях, зовутся "Нозоми", более медленные - "Хикари", останавливающиеся на всех остановках - "Кодама". На Саньё/Кюсю синкансене эти три категории зовутся "Мизухо", "Сакура" и "Цубаме".
На других синканеснах основных категорий только две. На Тохоку синкансене это "Хаябуса" и "Ямабико", "Насуно" ходит только до Кориямы. Плюс "Комачи" Акиты синкансена и "Цубаса" Ямагаты синкансена, которые до станций разделения едут в сцепке с "Хаябусами" и "Ямабико".
На Джоетцу синкансене "Токи" проходит весь путь до Ниигаты, а "Танигава" доезжает только до Эчиго-Юзавы. Зато у них обоих есть двухэтажные МАХ-варианты.
На Хокурику синкансене весь путь проходят быстрый "Кагаяки" и медленный "Хакутака", "Асама" доезжает только до Нагано, а "Цуруги" ездит между Тоямой и Каназавой.
Как и в лимитед-экспрессах, места в синкансенах бывают резервируемые и нерезервируемые, в отдельных поездах бывает и первый класс "грин-ша".
Ещё синкансены - единственные японские поезда, где есть комнаты для курения.
На этом теоретическое вступление заканчиваю, в следующий раз перейду к практике использования этого
богатства путешественником.