Япония является величайшей железнодорожной державой мира, а посему
главным транспортом для путешествия по Японии будут железные дороги. Начну с теоретической части.
Общая длина железнодорожных путей в Японии превышает 27 тысяч километров, из которых более 20 тысяч принадлежит главным железнодорожным перевозчикам страны.
В 1987 году погрязшие в долгах государственные Японские железные дороги были "приватизированы" и "реструкторизированы", став "Джапан Райлвейс" или сокращённо "Джей-Ар". Пассажирские перевозки были разделены на 6 региональных компаний, отдельные компании на трёх островах - Хоккайдо, Кюсю и Сикоку.
Главный японский остров Хонсю разделен на три части - Джей-Ар Ист (севернее Токио), Джей-Ар Сентрал (между Токио и Осакой) и Джей-Ар Вест (западнее Осаки). Тем не менее, вся эта система продолжает контролироваться специальным государственным агентством и остаётся единым организмом, во всяком случае, с точки зрения пассажира.
Джей-Аровскую систему дополняют железнодорожные линии частных компаний. Как правило, каждый большой город имеет, по крайней мере одну частную железнодорожную линию, которая обслуживает окрестности и соединяет его с соседними городами. Билеты у частников обычно дешевле, чем у Джей-Ара.
Таких частных компаний в Японии несколько десятков, крупнейшей является оперирующая между
Нагоей и Осакой "Кинтецу" с 570 километрам путей.
Привычным зрелищем при поездках в окрестностях японских мегаполисов являются перекинутые через одну реку рядом три железнодорожных моста - линий обычного Джей-Ар, cинкансена и частной компании, или Джей-Ара и двух частных компаний.
Наконец, в Японии есть железнодорожные линии "третьего пути". Это обычно линии в сельских районах, которые Джей-Ар планировал закрыть в рамках оптимизации, но их согласились взять на свой баланс муниципалитеты или местный частный бизнес. Сейчас их около сотни.
По типам японские поезда бывают следующие:
Локалы (у Джей-Ар и "третьего пути" зовутся фуцу, у частников - какуэки-тейша) - обычные поезда, останавливающиеся у каждого столба.
Рапид (кайсоку) у Джей-Ар или экспрессы (кюко) у частников - те же самые поезда, но пропускающие ряд станций. У Джей-Ара есть ещё отдельный тип, спешал рапид (шин-кайсоку) или лайнеры (райнаа), которые пропускает ещё больше остановок. Хотя внешне и внутри эти поезда ничем не отличаются.
Лимитед-экспресс (токкю) представляют уже поезда особого типа, останавливающиеся только на главных станциях. Некоторые выглядят не менее футуристично, чем cинкансены, и как и cинкансены имеют собственные имена - "Харука", "Инаба", "Широсаги" и пр.
Места в них бывают резервируемыми (шитей-секи) и нерезервируемыми (дзю-секи), когда за дополнительную плату можно купить билет с местом. Ряд лимитед экспрессов, вроде наритовского "Скайлайнера" имеет только резервируемые места. Отдельные лимитед экспрессы могут иметь улучшенные места "зелёного класса" (грин-ша) и даже отдельные кабинки вроде купе.
Особняком стоит вымирающий ностальгический класс - ночные поезда Джей-Ар со спальными местами (шиндай ресша). Ныне он представлен поездом "Санрайз", отправляющимся вечером из Токио на запад, и утром в Окаяме делящийся на "Санрайз Сето", идущий на Сикоку в Такамацу, "Санрайз Изумо" - в Изумо.
Символы же современных японских железных дорог, cинкансены, заслуживают
отдельного рассказа.