70-е годы ХХ столетия стали для многих западноевропейских стран "свинцовыми годами" политического терроризма. Не избежала этой участи и маленькая Голландия. Правда со своей спецификой, её террористы оказались напрямую связаны с великим колониальным прошлым этой страны.
Христианизированные уроженцы южной части Молуккских островов, прежде всего Амбона, были одной из опор власти голландцев над Индонезией. Прозванные другими островитянами "беланда хитам" (чёрные голландцы), они традиционно составляли костяк колониальной армии КНИА и местной администрации.
В подавляющем большинстве они сохранили верность колонизаторам и в ходе войны за независимость Индонезии, а после её окончания попытались добиться независимости, провозгласив Южно-Молуккскую республику (Републик Малуку Селатан - РМС), об
истории которой уже рассказывал.
В момент войны с сепаратистами на территории Явы и Сулавеси оказалось в ожидании демобилизации 3578 военнослужащих КНИА. Они требовали, как то и прописано в контрактах, демобилизации на Амбоне. Разумеется, такое усиление сепаратистов для Индонезии было неприемлемым, да и голландцы не готовы были так сразу портить отношения с бывшей колонией.
Поэтому весной 1951 года эти военные вместе с членами семей - всего 12 с половиной тысяч человек - были "временно" перевезены в Голландию, где наконец демобилизованы. Их разместили во временных центрах приёма беженцев, большей частью в бывших нацистских концлагерях. Затем, после сокрушения РМС, Голландия приняла несколько сотен политических беженцев во главе с лидерами РМС.
Индонезийские власти выбрали в отношении мятежного Амбона политику "залить деньгами" и, в общем-то, в ней преуспели. Даже во время
гражданской войны в конце 50-х и кризиса середины 60-х сколь-либо заметного нового сепаратистского движения на Амбоне не появилось.
Зато оно преспокойно себя чувствовало в Голландии, где учитель математики в одной из школ Роттердама Йохан Манусама провозгласил себя новым президентом РМС, была сформирована военизированная организация "Корпус коммандос отечества" (КПК), действовало правительство в изгнании, издавались газеты, проводились шумные митинги.
Тем временем, после 1966 года отношения Голландии с бывшей колонией стремительно нормализуются, Индонезия становится одним из важнейших экономических партнеров Нидерландов. И в такой ситуации молуккцы становятся всё большей проблемой для Гааги.
К тому времени выросло первое поколение молуккцев, не видевших родину, но выращенных в непоколебимой вере о сказочном рае, разрушенном демоническими яванцами, и фанатично преданных делу РМС. А также всё больше ненавидящих Голландию, не желавшую ни интегрировать их в своё общество, ни решительно поддержать РМС. (Только во второй половине 60-х голландские власти начали переселять молуккцев из беженских центров в специально выстроенные для них микрорайоны на окраинах).
Летом 1970 года вся молуккская община была взбешена известием о скором первом в истории государственном визите президента Индонезии в бывшую метрополию.
На рассвете 31 августа 1970 года 33 молодых членов КПК подъехали на машинах к резиденции индонезийского посла в элитном гаагском пригороде Васенаар. Перемахнув через изгородь, они бросились к дому посла. Один из охранявших резиденцию голландских полицейских рефлекторно потянулся за оружием, раздались несколько выстрелов и он упал. 25-летний полицейский Ганс Муленар стал первой жертвой терроризма в Нидерландах.
Молуккцы врываются в резиденцию и захватывают 15 заложников, в том числе жену и детей посла. Но сам посол смог сбежать. Молуккцы возмущены - как может мужчина сбежать, бросив жену и детей!?
Полиция с бронетехникой быстро окружает здание, на место прибывают премьер-министр Пит де Йонг и министр иностранных дел Йозеф Лунс. Они лично ведут переговоры с террористами, но лишь прибытие самого президента РМС Манусамы с группой молуккских священников приводит к окончанию кризиса, продлившегося 12 часов. Заложники освобождены, террористы сдались полиции.
Всё же прибывшего в сентябре 1970 года в Голландию президента Сухарто встречают бурные демонстрации протеста, в которых участвуют молуккские и папуасские изгнанники, а также левые.
Так что в следующий раз президент Индонезии приедет в Голландию только в 2000 году.
Террористы были осуждены на небольшие сроки заключения и в течение года выходят на свободу, приветствуемые молуккской общиной как герои.
Новые теракты были только
вопросом времени.