Самым затяжным из военных противостояний Индии и Пакистана является конфликт вокруг ледника Сиачен и прилегающих территорий. После перемирия 2003-го активных боевых действий в этом регионе не ведётся, но природные условия региона приводят к регулярным потерям обеих сторон.
Ледник Сиачен - могучая ледяная река длинной 70 километров, шириной от 2 до 8 километров, площадью около 700 квадратных километров, текущая с северо-запада на юго-восток между главным Каракорумским хребтом и идущим параллельно ему хребтом Салторо, спускаясь с высоты 5753 до 3620 метров. Это второй в мире по протяжённости неполярный ледник после ледника Федченко на Памире.
Название переводится с языка балти как "место диких роз" - такое имя дал ему первооткрыватель, известный британский путешественник Том Лонгстафф в 1909 году.
Из Сиачена берёт начало река Нубра, одна из главных в Ладакхе.
Западнее ледника возвышается хребет Салторо длинной 85 километров. Высочайшая вершина хребта - Салторо Кангри (7742 метра), ещё 3 пика выше 7200 метров.
Через Салторо ведут на запад пять перевалов (с севра на юг): Сиа Ла (5589 метров), Билафонд Ла (также известный как перевал Салторо (5547 метров), Гьонг Ла (5689 метров), Ярма Ла (6100 метров) и Чулунг Ла (5800 метров).
На север из верховий Сиачена ведут два важный перевала - седло Конвея (6110 метров) выводит на ледник Балторо, окружённый восьмитысячниками Каракорума. Перевал Индиры (5764 метров) - на ледник Урдок, ведущий к Каракорумскому шоссе.
Природные условия на Сиачене и Салторо тяжёлые. В среднем за год выпадает 10,2 метра снега, зимой температура падает до - 50 градусов, самая высокая температура была зарегистрирована на Сиачене летом 2007-го - "всего" - 0,2 градуса. Ледяные ветра, снежные бури, лавины.
Ладакхская пословица гласит, что только самые лучшие друзья и самые непримиримые враги приходят на эту землю. Именно на Сиачене и сошлись в 1984-м Индия и Пакистан.
В настоящее время собственно ледник Сиачен полностью контролируется индийцами. Ещё несколько лет назад пакистанцы пытались утверждать, что они контролируют треть ледника, однако в 2006-м индийская армия сделала гениальный PR-ход - открыла Сиачен для треккинга. После того, как индийские военные альпинисты стали водить всех желающих (и платежеспособных) любителей горного туризма на трёхнедельные треки до самого перевала Индиры, вопрос о том, кто контролирует сам ледник, отпал.
Линия фронта проходит по гребню хребта Салторо и представляет собой серию постов (в виде нескольких палаток либо фибергласовых иглу), на которых несут службу от 6 до 18 военнослужащих. Точное количество постов никогда не озвучивалось, обе стороны неофициально говорят о "около 80-ти". Обычно посты обеих сторон разделяет несколько сот метров.
Индийцы контролируют большинство высот, в том числе четыре из пяти перевалов, а также перевал Индиры. Пакистанцы контролируют седло Конвея и Гьянг Ла. Самый высокий пост (индийский пост Сонам) расположен на гребне хребота между седлом Конвея и Сиа Ла, на высоте 6400 метров. На некотором удалении от постов расположены позиции артиллерии.
Индийские войска на Сиачене сведены в 102-ю (Сиаченскую) бригаду численностью около 3 тысяч человек, штаб которой находится в Партапуре. В бригаду входит по одному батальону трёх пехотных полков, обычно пенджабских,
горкхских и кашмирских частей Индийской армии. Акклиматизация для частей на Сиачене продолжается две недели, части сменяются каждые 1-3 месяца, при этом регулярно проводится ротация с более низких постов на более высокие и обратно.
Примерно такие же условия службы и у пакистанцев. Общая численность их сил около двух с половиной тысяч. Из-за особенностей доступа к региону конфликта они разделены на две бригады: 62-ю со штабом в Скарду и 323-ю (Сиаченскую) со штабом в Дансуме.
Помимо пехоты, в регионе постоянно присутствуют и спецподразделения - батальон индийских
Специальных пограничных сил (СПС) и две роты пакистанской
Группы специальных операций (ССГ).
Логистическая поддержка операций на Сиачене является проблемой для обеих сторон.
С индийской стороны 10-тонные грузовики перевозят грузы с железнодорожной станции Патанкот (штат Химачал Прадеш) через Джамму, Сринагар, Каргил, Ле, перевал Кхардунг в базовый лагерь, расположенный на поляне Дзингрулма (3290 метров) у окончания ледника. Отсюда солдаты и носильщики доставляют грузы на себе до передовой логистической базы на леднике - лагеря Кумар (назван в честь знаменитого индийского военного альпиниста, полковника Нариндера Кумара, руководившего экспедициями на Сиачен в 70-80-е годы) на высоте 4830 метров напротив Билафонд Ла.
Часть грузов оставляется на авиабазах в Ле и Тхойсе и в дальнейшем сбрасывается на Сиачен на парашютах с военно-транспортных Ан-32. Также какой-то неизвестный объём грузов доставляется военно-транспортными Ил-76 с авиабазы в Чандигархе непосредственно на базу в Тхойсе. В 2001-м индийские военные построили продуктопровод до лагеря Кумар, по которому на Сиачен поставляется авиационное топливо и керосин.
С пакистанской стороны всё немного проще. Из Равалпинди грузы перебрасываются в Скарду и оттуда грузовиками везутся через долину Шигар в базовый лагерь в Асколе (для северного сектора с седлом Конвея) или через Кхапалу и Дансум в базовый лагерь в Гома (центральный и южный сектор).
Передовая логистическая база у пакистанцев располагается на поляне Гьяри, у окончания ледника Гьяри, спускающегося с Билафонд Ла. Именно эту базу и накрыла на рассвете 7 апреля 2012 года лавина, похоронив 126 военнослужащих 6-го батальона полка Северной лёгкой пехоты и 14 гражданских.
С передовых логистических баз грузы перебрасываются на посты вертолётами. Причём с обеих сторон действуют одинаковые машины. На более низкие посты грузы возят Ми-17 российского производства, на более высокие - "Ламы" французского (выпускаемые в Индии по лицензии под названием "Чита").
Подавляющее большинство потерь приносят лавины, переохлаждение, отёк лёгких при горной болезни и прочие небоевые факторы, обусловленные природой. Долгое время обе стороны не давали официальной информации.
Лишь после лавины 2012-го начальник штаба пакистанской армии Ашфак Парвез Кияни признал, что с 1984-го "стали шахидами" на Сиачене более 3 тысяч пакистанских военнослужащих. В ответ, озвучили информацию и индийцы. Министр обороны А.К.Энтони в августе 2012-го сообщил парламенту, что потери с 1984-го составили 846 военнослужащих.
У индийских солдат на Сиачене появился и свой святой покровитель - Баба О.П. По поверью солдат О.П.Пракаш погиб в 80-е годы в бою с пакистанцами на посту Малаун. Но теперь он является многим солдатам, предупреждая их об опасностях, связанных с погодой. Постепенно вера крепла, и в 2003-м в лагере Кумар появилось постоянное святилище Бабы О.П.
У пакистанцев тоже есть поверие - в конце июня в горах слышится крик "Аллах Акбар!", после чего сходит множество лавин - связывают с последними защитниками поста Каида в 1987-м.