Не меньшее, чем разных паравоенных формирований МВД, наблюдается в Индии разнообразных спецназов. Причём единого командования спецопераций, создать которое советовала ещё больше десятилетия назад парламентская комиссия, расследовавшая уроки Каргильской войны, так до сих пор и не создано.
О создании спецподразделений индийцы задумались в середине 60-х годов, после Гималайской войны (классическое индийское "пока гром не грянет..." :). Так как в тот период наметилось некоторое улучшение отношений с США, а отношения с британцами всегда оставались нормальными, учиться решили именно у них. Около десятка офицеров прошли подготовку в Британии и США.
В 1964-м 1-й батальон Пенджабского полка был конвертирован в подразделение спецназначения резерва главного командования. Но в войне 1965-го он никак не отметился, в отличие от спецотряда "Мегхадута" (облако-вестник), сформированного майором Мегх Сингхом из гвардейской бригады, получившим зелёный берет в Форт-Брегге.
По итогам войны концепция была изменена. И 1 июля 1966-го индийский спецназ официально родился в качестве 9-го батальона парашютного полка под командованием подполковника Мегх Сингха, дислоцировавшегося в Гвалиоре. Через год спецназ был увеличен до двух батальонов (9-й и 10-й) трёхротного состава.
В дальнейшем конвертация батальонов парашютного полка в спецназ продолжалось, так что ныне 8 из 13-ти батальонов парашютного полка являются "пара-коммандос": 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 9-й, 10-й, 11-й и 21-й.
При этом единого командования у них нет. В 1994-м предпринималась попытка создания такого (в виде выделения пара-коммандос в отдельный полк спецназа), но она провалилась из-за интриг в армейском руководстве.
Численность батальона около 700 военнослужащих. Носят индийские армейские спецназовцы бордовый берет.
Впервые пара-коммандос участвовали в войне 1971-го: 9-й батальон - на западном фронте, 10-й - на восточном, проводя трансграничные операции. Все батальоны приняли участие в Каргильской войне. Участвовали в операциях на Шри-Ланке, контрпартизанских операциях в Кашмире и на Северо-Востоке.
С начала 90-х возобновилось тесное сотрудничество с американцами и особенно САС.
Спецназ индийского ВМФ был создан в 1987-м двумя лейтенантами, прошедшими подготовку у американских "морских котиков". С 1991-го он именуется МАРКОС (акроним от "марине коммандо") и ныне считается лучшим спецподразделением Индии.
Боевое крещение получил в 1988-м на Шри-Ланке, затем воевал в Кашмире, участвовал в антипиратских операциях у берегов Сомали. Именно МАРКОС штурмовали захваченные исламистами отели в Мумбае во время 26/11.
Общая численность МАРКОС - около 700 человек, базируются на базах флота в Мумбае, Визакпатаме и Порт-Блэре. Имеют тесные связи с американскими "котиками" и израильским флотским спецназом "Шайетет-13".
Появление собственного спецназа у ВВС Индии является ярким примером особенности работы индийской бюрократической машины. Столкнувшись с нападением исламистов на ряд авиабаз в Кашмире, командование ВВС решило… создать собственный спецназ.
Так в октябре 2002-го появилась "Гаруда". Ныне насчитывает около 1080 военнослужащих, разделённых на 15-ть крыльев, размещённых на самых важных авиабазах Индии. Участвуют в контрпартизанских операциях в Кашмире и операциях сил ООН в ДР Конго. Простая публика видит "гарудовцев" раз в два года на шоу "Аэро Индия".
Другие спецподразделения Индии находятся в подчинении МВД.
"Сарватра Сарватам Сураштра" (Национальная гвардия безопасности (НГБ) была создана в 1986-м, по следам уроков штурма Золотого храма в Амритсаре в 1984-м.
Ныне это полицейское агентство, возглавляемое генеральным директором (нынешний Арвинд Ранджан). Состоит из двух специальных оперативных групп (51-я и 52-я) и трёх спецгрупп рейнджеров (11-я, 12-я и 13-я), каждая численностью около 900 человек. Опергруппы предназначены для контртеррористических операций, рейнджеры - для их поддержки.
Гвардейцы успешно действовали в Пенджабе и Кашмире, вместе с МАРКОСом штурмовали отели в Мумбае. До формирования Специальной службы охраны в начале 90-х, НГБ также отвечало за безопасность ведущих политиков.
Комплектуются опергруппы в основном из бывших парашютистов, группы рейнджеров - из полицейских
ПСБ.
В отличие от военных, традиционно дружащих с англосаксами, НГБ создавалась при участии специалистов германской СПГ-9, с которой до сих пор и поддерживает тесные связи.
В заключении, о спецназе
ЦРП, носящем имя КОБРА (акроним от "батальон коммандос прямых действий"). Его формирование было начато в августе 2008-го, по образцу зарекомендовавшего себя с лучшей стороны в борьбе с
наксалитами спецназа полиции Андхра-Прадеша "Гончие". Командир "Гончих" К.Дурга Прасад и стал первым генеральным инспектором КОБРА.
В течение двух лет были развёрнуты 10 батальонов, основной задачей которых является борьба с коммунистическими повстанцами-наксалитами. Девизом подразделений является: "Сражаться с партизанами как партизаны".
Они действуют на территории, контролируемой наксалитами, малыми группами по 4-6 человек. Проводят разведку позиций повстанцев, изучение их сил и наведения на них ударных отрядов ЦРП. Так же важной задачей КОБРА является уничтожение партизанских командиров. Первый крупный их успех - выслеживание и уничтожение в джунглях Западного Бенгала одного из ведущих полевых командиров Кишанджи в ноябре 2011-го, после чего наксалитское движение в данном районе резко пошло на спад.