Главной силой в войне Индии с
наксалитами является крупнейшая индийская (да и самая крупная во всём мире) паравоенная организация. Сейчас, когда практически все её части давно развёрнуты, слово "резервный" в её название кажется издёвкой. Но просто название её пришло из совсем иной эпохи.
Центральная резервная полиция (ЦРП) родилась 27 июня 1937-го в Нимаче (нынешний Мадхья Прадеш) как "Полиция коронного представительства". Она должна была помогать британским резидентам в многочисленных вассальных княжествах в случае возникновения там разных протестов. Насчитывала всего 2 батальона.
После провозглашения независимости получила современное имя, Закон о ЦРП был принят 28 декабря 1949 года. Подразделения ЦРП должны были перебрасываться на помощь полициям штатов и союзных территорий в случае возникновения там беспорядков, а также для поддержания порядка в период выборов. То есть, как и следует из названия, быть резервом федерального подчинения для полиции штатов на случай кратковременного ЧП.
Выглядели констебли ЦРП вплоть до начала века как самые обычные провинциальные полицейские, которым зачем-то выдали старенький автомат и ковбойскую шляпу, а вот бронежилет выдать забыли. Только численность росла, к 90-м достигнув 50 батальонов.
Конечно, подразделения ЦРП активно использовались практически во всех партизанских войнах на Северо-востоке, но там они в основном охраняли армейские тылы, и не вели активные боевые действия. Участвовали они и в антинаксалитских операциях в начале 70-х, но в те времена наксалиты были совсем не похожи на современных.
В честь 10 полицейских ЦРП, погибших в бою с китайцами в 1959-м в Ладакхе, 21 октября в Индии отмечается День Павших Героев Полиции.
Есть ещё бродящяя по всем индийским сайтам байка про 150 бойцов 2-го батальона ЦРП, разгромивших пакистанскую пехотную бригаду в Гуджарате во время войны 1965-го.
Начавшиеся в 1989-м события в Кашмире показали истинный уровень ЦРП. Три батальона ЦРП дислоцировались в долине ещё с 1956-го, ещё 12-ть было переброшено для проведения выборов.
По сути, именно неумелые действия ЦРП в деле подавления беспорядков и спровоцировали восстание, к которому резервные полицейские оказались абсолютно не готовы. Их пришлось стремительно выводить из штата и заменять батальонами ПСБ.
Не менее беспомощно показала себя ЦРП и в деле борьбы с межобщинными столкновениями, захлестнувшими в начале 90-х Индию.
Реформа назрела. Первым этапом её стало создание в середине 90-х батальонов быстрого реагирования, специально подготовленных для борьбы с межобщинными столкновениями.
В 2001-м, после нападения на индийский парламент (которое отбивали те самые резервные полицейские), был принят пятилетний план модернизации ЦРП, помимо формирования новых батальонов и собственного спецназа, включавший и широкомасштабные закупки разнообразного современного вооружения и снаряжения.
Списанные армейские автоматы заменили новенькими "Калашниковыми" и МП-5, наконец-то выдали бронежилеты и каски, но вот ковбойскую шляпу оставили.
В ходе последнего расширения в 2009-2012-м ЦРП увеличивает численность с 232 тысяч (209 батальонов) до 243 тысяч (219 батальонов).
Плюс ЦРП будут, в случае необходимости, подчинятся формируемые сейчас 50 "Индийских резервных батальонов" полиций штатов, предназначенных для действия в других штатах.
Командует ЦРП генеральный директор, подчинённый министру внутренних дел. Штаб-квартира находится в Нью-Дели, в её состав входят шесть директоратов по направлениям деятельности во главе с генеральными инспекторами.
4 региональных командования (Джамму и Кашмир, Северо-Восток, Центр, Юг) во главе со специальными генеральными директорами находятся в Джамму, Гувахати, Колкате и Хайдарабаде.
16 административных секторов, во главе которых стоят генеральные инспектора. В каждом секторе - несколько оперативных зон во главе с заместителями генерального инспектора.
Система званий в ЦРП - специальная полицейская, аналогичная ПСБ. Батальоном из 1200 констеблей (джаванов) командует комендант, в составе батальона - 7 рот по 135 констеблей под командованием ассистент-коменданта.
10 батальонов (с 99-го по 108-й) представляют силы быстрого реагирования, предназначенные для борьбы с межобщинными беспорядками. Хотя и тут всякое бывает, благодаря знаменитому индийскому раздолбайству. Именно этим подразделениям вместе со спецназом индийского флота пришлось штурмовать отели, захваченные исламистами в Мумбае во время 26/11.
10 батальонов (с 201-го по 210-й) - антипартизанский спецназ "Кобра", чьим девизом является "воевать с партизанами как партизаны". Про него будет отдельный рассказ.
В ЦРП служат и женщины. Есть два женских (махила) батальона (88-й и 135-й), ещё один (213-й) создаётся в настоящее время. Кроме того, в каждом из батальонов быстрого реагирования есть женская рота.
Есть в составе ЦРП два батальона МЧС и спецгруппа "Грин Форс", отвечающая за охрану заповедных территорий.
В структуру ЦРП входит 9 специализированных учебных центров, в т.ч. 3 контрпартизанских, среди которых наиболее известен центр в Сличаре (Ассам). Ещё 6 будут открыты в ближайшие годы.
С октября 2010-го генеральным директором ЦРП является К.Виджай Кумар, настоящая "живая легенда" индийской полиции. Он впервые прославился своей борьбой с мадрасской мафией, когда произнесённая им фраза "мы носим наше оружие не как украшение" (в ответ на вопрос журналистов, а чего это мафиози в Ченнае до суда обычно не доживают) стала крылатой в Индии. Он командовал одним первых из батальонов ПСБ, переброшенным в Сринагар в конце 1989-го. Затем командовал спецназом полиции штата Тамилнаду, разгромившим самую крупную в истории Индии банду разбойника Вирапану.
К настоящему моменту 98 % подразделений ЦРП развёрнуто, а 88 % участвует в контрпартизанских операциях на Северо-Востоке, Кашмире и территориях "красного коридора".
Правда пока ещё ЦРП не преодолела многих организационных, кадровых и дисциплинарных проблем, являющихся следствием стремительного расширения. Более-менее достойно действует только "кобровский" спецназ. Пытаясь справится с проблемами, МВД в августе 2009-го договорилась с Министерством обороны о прохождении батальонами ЦРП армейской подготовки в дивизионных учебных центрах индийской армии.
С 2003-го реформированная ЦРП заменила ПСБ в деле поддержания порядка в Сринагаре и Кашмирской долине. Всего в штате к 2008-му было развернуто 77 батальона ЦРП, из них 62 - в Кашмире. Но в последние годы, в связи со снижением напряжённости, 31 батальон ЦРП был выведен из штата, передав функции воссозданной штатной полиции.
С конца 2003-го началось активное и всё более расширяющееся привлечение ЦРП к борьбе с наксалитами. Именно с ним и связан стремительный рост численности ЦРП. К настоящему моменту против наксалитов действует 60 батальонов ЦРП.
Об успехах говорить пока рано, в 2010-м соотношение потерь ЦРП к потерям наксалитов составило 1:1,5. Конечно, можно сказать, что это следствие, главным образом, двух успешных операций партизан против 62-го батальона ЦРП в Дантеваде (Чаттисгарх) в апреле 2010-го. Только когда наксалиты попытались через несколько месяцев повторить подобную операцию против 163-го батальона ПСБ в Канкере (в том же Чаттисграхе), дело закончилось прямо противоположным образом -
пограничники партизан разгромили.
За пределами Индии подразделения ЦРП были в составе индийского контингента на Шри-Ланке, участвовали в миротворческих операциях ООН в Намибии, Сомали, на Гаити, Мальдивах, в Либерии, Боснии и Косово.
Ещё ЦРП известна тем, что (единственная из всех индийских СПО) активна в деле "перековки" партизанских кадров. Они зачисляли в свои ряды сдавшихся исламистов в Кашмире (на целый батальон хватило!) и сепаратистов на Северо-востоке. Сейчас тоже делают с захваченными наксалитами. Правда предварительно приходится отправлять их в школу, ибо без аттестата в полиции служить нельзя.