Священник Константин Буфеев. Талмудические корни "Библейского эволюционизма"-3

May 27, 2009 16:09

(продолжение)

Два взгляда на Шестоднев:
"От хаоса к порядку" или "От небытия к бытию"?

Эволюционистская концепция в талмудическом толковании Торы еще более проявляется, когда речь заходит о днях творения.

Излюбленным занятием Д. Щедровицкого, как всякого каббалиста, является лингвистический анализ древнееврейских корней. Его заключения порой бывают весьма смелые - например, когда он связывает ивритское слово "тов" ("хорошо") со славянским "доб-ро". К сожалению, он не приводит в книге своих рассуждений о словах "день", "вечер" и "утро". Это делает за него д-р Шредер.

"В Библии говорится о движении от хаоса к космосу. Изучение последовательности вечеров и утр, о которых говорится в первой главе книги "Бытие", показало, что главным предметом разговора здесь не были дни и ночи. Каждый день соответствовал эпохе, движению от беспорядка ко все увеличивающемуся порядку в материи Вселенной. На этот переход от беспорядка к порядку нам намекает библейский текст, используя слова "вечер" и "утро". Корневое значение ивритского слова "вечер" соответствует понятию "беспорядок", а слова "утро" - понятию "порядок". Фраза "и был вечер, и было утро" говорит, в сущности, что в каждом эпизоде одного "дня", в определенном месте Вселенной, где до этого существовал беспорядок, Бог устанавливал порядок" (3, с. 132).

Ошибка д-ра Шредера в трактовке Библии состоит в том, что он, хотя и говорит о Боге Творце, все время подразумевает изменение в материи: "движение от беспорядка ко все увеличивающемуся порядку в материи Вселенной". Но ни о каком "движении от хаоса к космосу" в Библии вовсе не говорится. Отсутствие в мироздании растений до третьего дня, или светил до четвертого дня, или водных животных до пятого дня никак не может быть признано состоянием "хаоса". Можно говорить про "беспорядок" и "хаос" в комнате, если в ней мебель и вся утварь раскиданы неряшливо и неудобно. Но если комната пуста, и в нее еще не успели поместить ни одной вещи и никто пока не обитает - вряд ли стоит говорить, что в такой комнате "хаос" и "беспорядок".

Бог совершал творение не "от хаоса к космосу", а от небытия к бытию, при этом Он сразу наделял всякое Свое создание индивидуальной красотой и гармонией с космическим ансамблем Вселенной. Бог не устраивал хаоса ни "вечером", ни "утром". Все, что Бог творил, Он создавал изначально совершенным и не требующим дальнейшего улучшения посредством "эволюционирования". Каждый день творения имеет одинаковую оценку Всевышним: И виде Бог, яко добро. Признание изначального совершенства за каждым Божиим творением делает ненужным предположение об эволюционировании всего созданного. Святые Отцы оставляли все подобные теории за ненадобностью. При таком мировоззрении дни творения естественнее всего считать именно днями, то есть, как написано.

Святитель Афанасий Великий: "Вся видимая тварь создана в шесть дней" (5, с. 287).

Преподобный Ефрем Сирин пишет о первом дне творения: "Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов" (4, с.214).

Святитель Иоанн Златоуст: "Когда окончил Бог украшение неба, усеяв его звездами и сотворив два светила великие, то положил конец дню и говорит: бысть вечер, бысть утро, день четвертый. Смотри, как Он говорит это о каждом дне, чтобы частым повторением учения укрепить в нашем уме божественные догматы" (8, с. 47).

Дмитрий Щедровицкий выражает противоположное святоотеческому мнение о днях творения: "Дни творения могут не соответствовать нынешним суткам, потому что светила стали доступны наблюдению с Земли лишь на Четвертый День. Первые три дня - это, возможно, огромные эпохи - "дни Божьи""(2, с.33). Далее он говорит "об эпохе, называемой Третьим Днем творения, когда образовались растения" (2, с.34).

Трудно не заметить, каким диссонансом с мнением Святых Отцов звучат эти слова, равно как и мнение д-ра Шредера о том, что: "Главным предметом разговора здесь не были дни и ночи". Святитель Василий Великий как бы специально отвечает на это утверждением церковным: "И так бысть вечер, и бысть утро. Пророк разумеет продолжение дня и ночи" (6, с. 35).

Вселенский учитель раскрывает эту мысль следующими словами: "Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землей, а ночь - покрытие земли тенью, когда сокрывается солнце. Но тогда не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет, в определенной Богом мере, то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь" (6, с. 34-35).

Среди Святых Отцов не было эволюционистов, и поэтому никого из них не смущала краткость буквально понятых шести библейских дней творения. Заметим, что и сама Библия заставляет нас буквально понимать Шестоднев. Да сохранят сынове Израилевы субботы держати я в роды их; Завет вечен во Мне и в сынех Израилевых, знамение есть во Мне вечное; яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седьмый же день преста и почи (Исх. 31, 16-17).

"Все мы произошли из звездной пыли"
Однако вернемся к книге Шредера и подивимся, насколько буквально по духу и смыслу совпадают высказывания современных ученых с цитатами из Талмуда.

В эпиграфе к 5 главе приведено мнение астрофизиков Бербриджа, Фаулера и Хойла: "Тяжелые элементы появились не в момент Большого Взрыва. Они образовались в течение долгого времени в недрах звезд из водорода и гелия, которые возникли в момент Большого Взрыва" (3, с. 78).

В параллель Шредер ставит высказывание из иудейского комментария на книгу Бытие "Бытие Рабба": "Солнце появилось на четвертый день. Равви Аваху сказал: из этого мы узнаем, что первые три дня Пресвятой, да будет благословенно Его Имя, использовал для того, чтобы создавать и разрушать миры" (3, с. 78).

Далее д-р Шредер иллюстрирует сказанное древними мудрецами-талмудистами вполне научным современным языком.

"Некоторое время сразу после Большого Взрыва материя Вселенной существовала в виде единой массивной туманности. Развитие Вселенной от этой туманности до образования звезд и галактик было весьма длительным процессом. Можно только догадываться, сколько времени прошло до образования первой звезды. Но мы знаем, что это длилось миллиарды лет. И все это время вновь образовавшиеся элементы находились внутри звезд. Когда ядерное топливо звезды, то есть водород и гелий, полностью выгорает, превратившись в тяжелые элементы, выделение энергии прекращается. Эта энергия удерживала внешние слои звезды от падения внутрь, и когда ее не остается, происходит коллапс - звезда схлопывается. Стремительное движение всей массы звезды к ее центру порождает вспышку энергии, которая приводит к мощной ударной волне, распространяющейся от центра. Эта волна разрывает внешние слои звезды в клочья и выбрасывает в космическое пространство свое содержимое - тяжелые элементы. В течение долгого времени в процессе циркуляции космической материи из этих элементов образовываются новые звездные системы. Наша солнечная система является одной из них. Все мы произошли из звездной пыли. И не существует никакого другого объяснения обилия в нашей Вселенной элементов тяжелее гелия, которое соответствовало бы нашим представлениям о космологических процессах" (3, с. 83).

Совершенно несовместимыми с Библией представляются слова: "Все мы произошли из звездной пыли". В устах знатока Библии эта мысль просто экстравагантна. Выражая традиционное церковное отношение к этому вопросу, святитель Иоанн Златоуст о теле человека говорит впрямую, что оно отнюдь не есть продукт эволюции других тел - звездной пыли, метеоритов, водорода, гелия, простейших животных или человекообразных обезьян: "Бог берет не просто землю, но персть, тончайшую, так сказать часть земли и эту самую персть от земли своим повелением превращает в тело" (8, с. 103). Такое толкование дает вселенский учитель на слово Писания: И созда Бог человека персть взем от земли и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Церковное прочтение просто и естественно вытекает из библейского текста.

Мы видим, что эволюционистская космология, напротив, не проста и далека от изящества. Для образования планетарного вещества (включая органику) она предполагает наличие помимо Большого Взрыва еще множества взрывов отдельных звезд - "никакого другого объяснения" передовая наука предложить не может. Каждый вправе решить для себя - стоит ли верить в такие сложные гипотезы и принимать их за истину?

Однако, нельзя не заметить действительного соответствия между этими современными гипотезами и мнением древних талмудистов. Совпадение мнений настолько сильное, что у Шредера развязываются руки для следующего утверждения: "Согласно законам физики и химии в нашем мире, на производство элементов, из которых состоит наша солнечная система, ушло много миллиардов лет в системе отсчета Вселенной, или три дня в системе отсчета Бога" (3, с.83). Это научное кредо Шредера, он проносит его через всю книгу. В другом месте он пишет о творении: "В системе отсчета Бога это заняло шесть дней. В нашей системе на это ушли миллиарды лет" (3, с.79). Д-р Шредер буквально отождествляет миллиарды лет, предполагаемые эволюционистской наукой, и библейские дни. Он ставит между ними знак равенства и делает лишь одну оговорку: "в системе отсчета Бога", "в системе отсчета человека".

Вот как сам Шредер оценивает приведенные слова еврейского мудреца равви Аваху, жившего в V веке, и сказанные о разрушении и созидании Богом миров в первые три дня: "Эти комментарии были написаны не в ответ на космологические открытия в попытке примирить теологию и космологию. Эти комментарии, которые так близко соответствуют сегодняшним открытиям астрофизики, можно назвать подлинными вехами в разработке библейского видения истории нашей ранней Вселенной. Можно ли было ожидать от рабби Аваху рассуждений о рециркуляции гелия в недрах звезд до появления радиоастрономии и спектроскопии? Конечно же, нет. Язык науки в те времена еще не мог сравниться с языком человека" (3, с. 83).

Однако, если называть талмудические комментарии "подлинными вехами в разработке библейского видения истории" Вселенной, то придется лишить такого достоинства Святых Отцов, учителей апостольской Церкви. Дело в том, что ничего подобного сказанному о разрушении Богом звездных миров в первые три дня творения мы в писаниях христианских богословов не встречаем.

Святитель Василий Великий вовсе не так бурно описывает в Шестодневе третий день творения: "После того, как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась весьма прилично, ей дано повеление произращать сперва траву, потом дерева" (6, с. 68). Никаких звезд, ни солнца, ни луны, разумеется, Св. Отцы до четвертого дня не предполагают в наличии. Святитель Василий Великий отмечает, что в третий день уже появились растения, "но солнца и луны еще не было, дабы неведущие Бога не именовали солнце начальником и отцем света и не почитали его зиждителем земных произрастений" (6, с.87).

Святитель Григорий Богослов также пишет о Творце не как о разрушителе звездных миров, а более спокойно и благоговейно: "Ты, блаженный Христе, прекрасно распределил каждой вещи свое место в мире и прежде всего указал быть свету, а потом округлил величайшее из чудес - звездное небо, проникнутое светом солнца и луны. В подножие же неба положил мою землю" (9, с. 217).

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о земле в третий день творения: "И вот, прежде безо́бразная и неустроенная, она вдруг получила такую красоту, что почти может состязаться с небом. Как это, спустя немного, имеет украситься разнообразными звездами, так и она красовалась теперь таким разнообразием цветов, что самого Творца побудила к похвале: виде, сказано, Бог, яко добро" (8, с. 37).

У Святых Отцов нет ни малейшего намека на то, что Всемогущий Бог использовал при создании мира взрывы, разрушения, и на обломках прежде созданного Им творил заново. Сохраняя контраст с церковным восприятием книги Бытия, Шредер дает эволюционистское описание зарождения Вселенной в целом и эволюционистское же объяснение происхождения небесных астрономических объектов, включая Землю.

Литература
1  Мень Александр, протоиерей, Радостная весть / Лекции. АО "Вита-центр", М.1991.
2  Щедровицкий Д., Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия, "Теревинф", М. 2000.
3  Шрёдер Джеральд Л., Шесть дней творения и Большой взрыв, ДААТ/ Знание, Иерусалим-Москва 2000.
4  Ефрем Сирин, прп., Толкование на книгу Бытия//Творение, Т.6., Сергиев Посад 1901 (Репринт М. 1995).
5  Афанасий Великий, свт., На ариан слово второе// Творение, Т.2, Сергиев Посад, 1902, (репринт: М, 1994).
6  Василий Великий, свт., Беседы на Шестоднев//Творение, Часть I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900.
7  Феофан Затворник, свт., Толкование послания св. апостола Павла Римлянам, М.1890, (Репринт 1996).
8  Иоанн Златоуст, свт., Беседы на книгу Бытия, Творения, Т.4, С-Пб - Духовная Академия, 1898, (Репринт 1993).
9  Григорий Богослов, свт., Похвала девству//Творения, Т.2, Троице-Сергеева Лавра, 1994.
10 Бренье Ф., Евреи и Талмуд.
11 Папюс, Каббала, С-Пб, "Андреев и сыновья", 1992.
12 Тихомиров Л.А., Религиозно-философские основы истории, М. "Москва", 1997.

(продолжение следует)

полемика, теория эволюции, талмуд, константин буфеев, святые отцы, православие

Previous post Next post
Up