(окончание) Кто же и кем сотворен "по образу и подобию"?
Рассмотрение талмудического отношения к вопросу о происхождении человека начнем с толкования Дм. Щедровицким библейского стиха: И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. I. 26). Он объясняет, почему выражение по образу Нашему стоит во множественном числе.
"Некоторые экзегеты говорят, что это относится к ангелам, которые тоже созданы по образу Божьему и которых Он оповещает о Своем намерении создать человека. Другие утверждают, что здесь - грамматическая форма "множественного числа применительно к величию" - "Мы" вместо "Я", как, например, Бог постоянно именуется в Коране. Наконец, есть мнение, согласно которому эти слова обращены Богом к самому человеку" (2, с.37).
О других существующих толкованиях Щедровицкий в своей книге умалчивает. Шредер же приводит следующее свидетельство:
"Нахманид, комментируя стих I:26 книги Бытие, говорит, что "мы" в фразе "И сказал Бог: сотворим человека :" подразумевает совместное участие Бога и уже существующей земли" (3, с. 127).
С этим утверждением христианин не может согласиться никак. По единогласному пониманию всеми Святыми Отцами, данный библейский стих свидетельствует о совете между Лицами Святой Троицы, а не о беседе между Творцом и тварью.
Преподобный Ефрем Сирин: "Кому же говорит Бог и здесь и в других случаях во время творения? Очевидно, что говорит Сыну Своему. О Сыне сказал Евангелист: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин. I, 3). На Него указывает и Павел, говоря: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. I, 16)" (4, с.226).
Мнение святителя Иоанна Златоуста по этому вопросу столь же определенное. Он даже полемизирует с иудеями, которые учили о беседе Бога с землей или ангелами: "Но иудеи, не понимая значения слов, говорят без разбора, что придется. Поэтому, отвергнув их пустословие, надобно показать чадам Церкви истинный смысл этого изречения. Итак, кто это такой, кому говорит Бог: сотворим человека? Кто же другой, если не велика совета Ангел, чудный советник, крепкий, князь мира, отец будущего века (Ис. 9, 6), Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, имже вся быша?" (8, 61).
Созвучно писал и святитель Василий Великий: "Когда уже стало ожидаемо сотворение человека, обнажается вера и очевиднее открывается догмат истины. Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, Имже и веки сотвори, Иже носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.I,23)!" (6, с.149).
Итак, приходится выбирать. Невозможно оставаться на позициях святоотеческого Православия и одновременно с тем принимать талмудическое прочтение Библии. Если мы согласимся с мнением иудеев, выраженным Шредером, то должны будем признать, что "В некий критический момент, около 5700 лет назад, произошло скачкообразное изменение. Именно это изменение послужило основанием для библейского утверждения о сотрудничестве Бога и земли при создании человека" (3, с. 127). Такое прочтение Библии содержит в себе основание для признания "библейского эволюционизма".
Но мы не обязаны соглашаться с иудейской трактовкой Слова Божьего. Оставаясь на позициях православного мировоззрения, мы вместе со святыми Отцами отрицаем наличие "библейского утверждения о сотрудничестве Бога и земли при создании человека". Такого "библейского утверждения" в Библии мы не находим.
Дело, конечно, не в хронологических разночтениях - иудейская традиция считает от сотворения мира 5700 лет, православная 7500 лет. Дело в принципиальном отношении к содержанию Божественного Откровения. Если, по талмудическому разумению, не Сын Божий, а земля является "сотворцом" человека, то у нее не может найтись иных средств произвести что-либо новое, кроме как посредством эволюционирования. Если же мы, согласно православному Символу Веры, принимаем, что сотворцом Отцу Небесному был Сын Божий, Имже вся быша, - то земля лишается творческого начала и становится послушной стихией в руках Вседержителя.
Приведем еще одно важное свидетельство Шредера.
"В "Наставнике колеблющихся" Маймонид приводит замечательный комментарий. Во времена Адама, пишет он, одновременно существовали животные, которые были похожи на человека внешне и даже по разуму, но были лишены "некоего образа", который придает человеку, в отличие от других животных, специфическую уникальность, поскольку человек был создан по "образу" Бога"" (3, с. 127). Дается ссылка на Маймонида, ч.I, гл.7. Подчеркнуто автором.
Из этого религиозного талмудического учения Шредер делает свой вполне логический научный вывод.
"Однако человек и его предтечи, будучи близкими родственниками физически, не связаны между собой духовной эволюцией. Homo sapiens населял Землю в течение трехсот тысяч лет, в нашей системе отсчета пространства-времени, до появления человечества. Неандертальцы, по всей видимости, начали хоронить своих мертвых сто тысяч лет назад, и их ископаемые останки, также как и останки более поздних кроманьонцев, все больше и больше приближались по форме к останкам современного человека по мере того, как время приближалось к нашей эпохе. Но ни неандертальцы, ни кроманьонцы не превратились эволюционным путем в современного человека" (3, с. 127).
За этой наукообразной речью скрывается ужасающий духовный смысл. Неандертальцам и кроманьонцам, создававшим музыкальные инструменты и владевшим изобразительным искусством, проводившим погребальные обряды и имевшим другие несомненно духовные проявления своей жизнедеятельности - отказывают в праве называться человеком, потомками Адама. Они, как нам говорят, "только приближались по форме" к потомкам Адама, они "не превратились эволюционным путем" в того, кому предоставляется честь именоваться человеком. Шредер пишет об иудейском "традиционном толковании Библии" следующее: "Существование в до-адамову эпоху животных, по форме и интеллекту подобных человеку, обсуждалось 1000 лет назад библейскими мудрецами точно так же , как это делают в течение последних 100 лет археологи" (3, с. 146).
Не из такого ли эволюционистского прочтения Библии произрастает известная духовная черта талмудического иудаизма, приписывающая своему народу особую избранность, а всех прочих не почитающая вообще за людей? Мы, дескать, потомки и наследники Адама, Ноя, Сима, Авраама, Израиля, все же остальные - или вообще не люди (т.е. даже не потомки Адама!!), или отпавшие и проклятые ветви, не оправдавшие своего призвания. Сам текст Талмуда подтверждает такое высокомерное отношение еврейских мудрецов к гоям ( не евреям). Рабби Абраванель: "Еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам". Рабби Менахем: "Вы все евреи, вы люди, а прочие народы не люди, так как их души происходят от злых духов, тогда как души евреев происходят от Святого Духа Божьего". Рабби Ялкут: "Одни евреи достойны названия людей, а гои, происходящие от злых духов, имеют лишь право называться свиньями". О рабби Бен-Сире Талмуд сообщает, что когда Навуходоносор, в знак особого расположения, предложил ему взять в жены одну из своих дочерей, тот, гордо выпрямившись, ответил: "Знай, царь, я сын человеческий а не животное" (10, с. 82).
Как ни странно это слышать читателю-христианину, но все эти и подобные им человеконенавистнические расистские заключения основываются на Библии - только, разумеется, не на новозаветном апостольском ее понимании, а на эволюционистской талмудической трактовке Слова Божия. Без эволюционистского прочтения Св. Писания, подобные антихристианские выводы сделать невозможно. Святое Евангелие притчей о Милосердном самарянине дает совершенно противоположный ответ на вопрос: "Кто есть ближний мой?"
Каббалистика и православное учение о боговоплощении
Быть может, удастся прозреть корень эволюционизма, присущего талмудическому прочтению Библии, в следующем. Шредер отмечает "наличие в ивритском тексте книги "Бытие" кажущегося излишним слова "эт -תא""(3, с. 84). Действительно поразительна своеобразность прочтения каббалистами первого библейского стиха, который они обрубают на самом неожиданном месте - именно после предлога эт -תא. Этот предлог служит грамматическим указателем винительного падежа и является связкой между глаголом "сотворил" и существительными "небо" и "земля". Еврейские мудрецы обрывают фразу таким образом: תא ם׳הלא ארב ת׳שארב - "В начале сотворил Бог". При этом слова "небо" и "земля", по умолчанию, нарочно, не упоминаются, но зато замечается, что предлог תא представляет собой первую и последнюю буквы еврейского алфавита, или иначе говоря весь алфавит от א до ת. Тогда смысл первого стиха книги Бытия окажется таким: "В начале сотворил Бог еврейский алфавит". Далее, как считается, из этих букв был сотворен весь мир. Такое прочтение, в частности, можно встретить в Каббале, в книге "Сефер Иецира", где в главе 2.2 постулируется следующее: "Двадцать две буквы: Он начертал их, выбил их, сделал их сочетания и перестановки, взвесил их, и создал ими все созданное и все имеющее быть созданным" (11, с. 200). В Вавилонском Талмуде, в трактате "Хагига", в этой связи написано: "В начальный момент творения существовал потенциал возникновения всего, что когда-либо будет содержаться во Вселенной" (3, с. 84).
Л.А. Тихомиров приводит пояснение Н. Переферковича к содержанию книги "Сефер Зогар" : "Так как имя есть результат известного сочетания букв, то в конечном счете буквы являются орудиями, при помощи которых создан весь реальный мир, состоящий из сущностей и форм" (12 с. 219).
В православной традиции ничего подобного встретить невозможно. Мертвые буквы никогда не воспринимались христианами как живое творческое начало бытия мира. Поистине, буква убивает, а дух животворит. (2 Кор. 3, 6). Евангелие отводит честь творения мира не буквам еврейского алфавита, а Христу, Единородному Сыну и Слову Божьему - Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. I, 3).
Для христианина началом и концом бытия является не магическая комбинаторика букв еврейского алфавита, а Сам Христос, неложно сказавший: Аз есмь альфа и омега, начаток и конец (Апок. 21, 6 ). Иудейская традиция, преломляющая все через призму эволюционистского видения, не позволяет перевести эти слова адекватно с греческого языка на еврейский как "Я есть алеф и тав". Быть может, в частности, по этой причине новозаветное Откровение о воплощенном живом Боге дано человечеству на греческом языке. Христианское мировоззрение всегда обходилось без предположения эволюционных гипотез, поскольку в творении видело действие Живоначальной Троицы. В иудаизме все ровно наоборот. Приведем суждение об этом Л.А. Тихомирова.
"Кто же начертал или сотворил мир 32 путями? "Сефер Иецира" перечисляет десять имен Божиих, что это именно Бог Израилев. Но, кроме благочестивых наименований, и в дальнейшем повествовании беспрерывно повторяющихся с прибавлениями "благословенно имя его", "свято имя его", ничто не напоминает действительного характера Бога Израилева. В повествовании развертывается какая-то эволюция творения, в которой одни силы и элементы вытекают из других. 32 пути создания состоят в 10 сефирот, "числах невещественных" (то есть абстрактных), и 22 букв еврейской азбуки. Хотя слово "сефирот" и переводится словом "число", но смысл его не арифметический, а выражает некоторые общие законы бытия. Непосредственно же сефирот - суть, вне сомнения, эманации Божества, вытекающие одна из другой. Их Бог не "начертывал", не создавал. Они просто факт. Но ими или из них он начертывал, творил. Второй сефирот Бог начертал и выбил 22 буквы. Из третьей сефирот начертал и выбил хаос, из четвертой - престол славы и т.д. Сами же сефирот - не созданы, а суть нечто расходящееся от Бога и совершающее организацию мира" (12, с. 215).
Для оценки этого учения нет необходимости вникать в его тонкости более глубоко и обстоятельно. Анализ Л.А. Тихомирова убедительно показывает, что "Сефер Иецире" "развертывается какая-то эволюция творения". За буквами и цифрами проглядывает учение эволюционизма, но там нет Христа - а значит нет Истины и нет Спасения.
Выводы
Подводя итог, сделаем выводы из проведенного нами анализа.
- Учение Православной Церкви, выраженное Святыми Отцами, не содержит в себе идей об эволюции материи.
- Учение Талмуда и Каббалы содержит в себе эволюционистское прочтение Священного Писания - в особенности стихи Быт. 1.2 и Быт. 1.26.
- Современные научные эволюционистские теории - Большого Взрыва, эволюции животных видов, становления человека разумного и др. - никак не соотносятся со святоотеческим пониманием библейского Шестоднева.
- Попытка "примирить" научные теории эволюции с Божественным Откровением приводит к вольному или невольному отрицанию основ Православия, вступает в противоречие с догматами веры и побуждает исследователя склониться к мировоззрению талмудического иудаизма.
В завершение приведем слова святителя Василия Великого, которыми он закончил свой трактат "Шестоднев": "Да посрамится Иудей, да увеселяется догматами истины благочестивый; да славится Господь! Ему слава и держава во веки веков. Аминь!" (6,с.151).
Литература
1 Мень Александр, протоиерей, Радостная весть / Лекции. АО "Вита-центр", М.1991.
2 Щедровицкий Д., Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия, "Теревинф", М. 2000.
3 Шрёдер Джеральд Л., Шесть дней творения и Большой взрыв, ДААТ/ Знание, Иерусалим-Москва 2000.
4 Ефрем Сирин, прп., Толкование на книгу Бытия//Творение, Т.6., Сергиев Посад 1901 (Репринт М. 1995).
5 Афанасий Великий, свт., На ариан слово второе// Творение, Т.2, Сергиев Посад, 1902, (репринт: М, 1994).
6 Василий Великий, свт., Беседы на Шестоднев//Творение, Часть I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900.
7 Феофан Затворник, свт., Толкование послания св. апостола Павла Римлянам, М.1890, (Репринт 1996).
8 Иоанн Златоуст, свт., Беседы на книгу Бытия, Творения, Т.4, С-Пб - Духовная Академия, 1898, (Репринт 1993).
9 Григорий Богослов, свт., Похвала девству//Творения, Т.2, Троице-Сергеева Лавра, 1994.
10 Бренье Ф., Евреи и Талмуд.
11 Папюс, Каббала, С-Пб, "Андреев и сыновья", 1992.
12 Тихомиров Л.А., Религиозно-философские основы истории, М. "Москва", 1997.