Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Итак, новое тысячелетие ознаменовалось выходом на широкие экраны эпического блобастера, снятого по мотивам классического фентезийного произведения, английского писателя Джона Рональда Руэла Толкиена - «Властелин колец».
Властелин колец. 2001-2003 год. Реж. Питер Джексон.
Аудитория: США, 54,6 млн. (2001), 57,7 млн. (2002), 62 млн. (2003).
Изначально ориентированный на подростковую аудиторию этот фильм произвел должное влияние на мировоззрение своих зрителей, внеся семя сомнения в общую идеологическую концепцию христианства. Молодой человек на подсознательном уровне впитывает образы и атмосферу предлагаемого ему мира. Без правил реальной жизни со свободой и завораживающим приключением.
Нельзя говорить о том, что произведение Толкина было изначально направлено на подрыв авторитета церкви в умах поклонников данных творений. Это неверное утверждение. Видимо сам же Джон Рональд Руэл Толкин не подозревал, насколько сильный идеологический, эфемерный противовес он создал для будущего противостояния. Профессор англосаксонского языка Оксфордского университета создал мир, положивший начало формированию новой субкультуры, отрешенной от действительности и сослуживший добрую службу в невидимой войне.
Но обо всем по порядку.
Книга, вышедшая в середине 50-х годов стала невероятно популярна среди молодежи и как следствие к 60-м была сформирована достаточно внушительная субкультура - толкиенисты. Любая новая общественная формация не может не привлечь внимание структур, которые изучают поведение масс. Но, на тот момент это было не первоочередная задача, хотя «Властелин колец» отвечал всем основным требованиям зомбирования подсознания.
Дело в том, что мир Толкиена, в отличие от его конкурентов того времени, был крайне детализирован. На разработку концепции Средиземья у профессора ушли годы и результатом стало то, что в нереальный мир довольно легко верилось. Помимо этого использовались довольно интересные премы.
Главный герой - Фродо, одновременно является типичным обитателем сказочного мира и в то же время он здесь чужак. Сирота, выделяющийся из социума не заурядным родственником, взявшем на себя воспитание племянника. Скажите, как часто подросток чувствует себя одиноким, брошенным, никому не нужным в этом жестоком мире?
Согласно докладу ООН от 2011 года «Положение детей в мире», подростковый возраст - важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию и надругательствам. Они привлекаются к тяжелому труду и их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек риск выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков - 88 % - живут в развивающихся странах. В результате это, зачастую, испытавшие немало психологических, моральных и физических страданий люди.
Итак, Фродо, это идеальное подобие подростка, находящемся в состоянии депрессии по вышеуказанным причинам. И, не прилагая особых усилий, он становится избранным, волей случая! Но, что примечательно, он избран не для совершения ратных подвигов, а для уничтожения магической вещи, причем в данном случае явны признаки обряда.
Таким образом, герой меняет свой привычный уклад жизни, для совершения обряда. Причем, Бильбо посвящает Фродо в тайные знания, рассказывая ему о том как он заполучил священное кольцо, что сопоставимо с инициацией в тайное общество.
Сам же главный герой, по сути, не является человеком, а подобием человека и зверя. Отчасти его можно сравнить с сатиром, а если говорить о христианстве, то с чертом, тоже обладающего густой шерстяной растительностью на ногах.
На протяжении всего романа, а после и фильма, главный герой постоянно испытывает истязания, лишения и получает множественные доказательства прибывания на грани жизни и смерти. Следует заметить, что ранения и, в принципе, любые следы лишений, это прежде всего «отметина смерти» - обязательный атрибут неофита.
Помимо главного героя предоставлены и второстепенный, в частности, крайне интересен друг фродо - Пиппин. Этот образ олицетворяет собой противоречие законам, нарушение порядка и запретов. На протяжении всего романа и фильма, этот хоббит нарушает любое распоряжение, указ, запрет. Это прежде всего откладывает отпечаток, порождая в подсознании зрителя интуитивное проитворечие.
В свою очередь, среди вторичных героев вводится образ из реального мира, поначалу отрезвляющий, но тут вызывающий к себе неприязнь - Боромир. Этот герой отличается от представителей волшебного мира тем, что он прежде всего человек, не обладающий сакральными знаниями, магическими талантами, а являющийся просто воином. Единственный в своем роде представитель реального средневековья. Помимо его враждебного отношения к существам Средиземья (эльфам, гномам) он еще и является полной противоположностью своего брата, который обладает не только военным ремеслом, но и знает толк в свитках и сакральных знаниях.
Окончательная точка на герое из реального мира, ставится когда на сцену выводится обезумевший царь Денетор. Хотя он и является частью магического мира, поскольку соприкоснулся с непознанным через Палантир, но своей любовью к старшему сыну (из реального мира) и ненавистью к младшему (из мира грез) он перечеркивает восприятие Боромира как героя.
Общая же тематика сакральности, структуры и принципа Хранителей как тайного общества, указывает на предрасположение орденского архетипа. В структуре ТНК - Власть просматривается именно такая система, выстроенная за последнее столетие и выводимая из тени для всеобщего обозрения лишь во второй половине ХХ века. Совпадение ли?
Совпадение ли то, что рассвет фентезийного жанра пришелся на конец ХХ века? Разумеется нет. Необходимость в популяризации этого жанра, не через книжную продукцию, у которой поклонников становится с каждым годом все меньше и меньше, а через широкий экран - вот первоочередная необходимость нового тысячелетия. И задача была перевыполнена. Это видно хотя бы из того, что за 60 лет существования Средиземья было выпущено около 50 млн. экземпляров книг, а благодаря киноленте, за три года в мир погрузилось более 170 млн. зрителей. А о том, какое влияние жанр оказал на развитие компьютерных игр, в частности MMORPG, подавляющих волю и сознание и говорить не приходится...