Сразу обратил внимание на эту статью. Пока переводил, уважаемый Alexword опередил и опубликовал свой перевод в Афтершоке и на сайте Хазина. Сейчас обратил внимание, что эту статью перепечатали многие англоязычные ресурсы. Поэтому все-таки решил опубликовать в своем переводе (чтобы не пропал труд даром). Возможно кто-то еще не видел этой статьи.
__________________________
Deflationary Collapse Ahead?
Gail Tverberg
26/08/2015
http://ourfiniteworld.com/author/gailtheactuary/29/08/2015
http://oilprice.com/Energy/Energy-General/We-Could-See-An-Economic-Collapse-As-Debt-Defaults-Pile-Up.html Фондовый рынок и цены на нефть стало трясти. Это «просто еще один цикл» или это что-то гораздо хуже? Я думаю, что это что-то гораздо хуже.
Еще в январе был пост: «Нефть и экономика: куда мы направимся в 2015-16 гг.? Там было сказано, что устойчивые очень низкие цены могут быть признаком того, что мы достигли границ пределов роста. В самом деле, сценарий, который разыгрывается, совпадает с ожиданиями В этой статье было сказано:
Излишне говорить, что стагнация заработных плат вместе с быстро растущими затратами на добычу нефти приводят к несоответствию между:
- Количеством нефти, которую могут позволить себе потребители
- Затраты на нефть, если цены на нефть соответствуют затратам на добычу
Это несоответствие мы наблюдаем. Проблему недоступности можно скрыть с помощью возрастающей суммы долга на некоторое время ( дешевый кредит помогает создать иллюзию, недоступные вещи кажутся доступными), но эта схема не может продолжаться вечно.
В конце концов, даже при близких к нулю процентных ставках, сумма долга становится слишком высокой, по сравнению с доходами. Правительства уже боится увеличивать долг. Молодежь считает, что студенческие кредиты так обременительны, что они откладывают покупки домов и автомобилей. Экономический "насос" для повышения зарплат и роста долга замедляется, замедляя рост мировой экономики. С понижением экономического роста приходит низкий спрос на сырьевые товары, которые используются для строительства домов, производства автомобилей и других товаров. Этот медленный экономический рост приводит к постоянной тенденции низких цен на сырьевые товары, что происходит в последние годы.
Цена на нефть резко снизилась во второй половине 2008 г., частично из-за обратного эффекта воздействия высоких цен на экономику, частично из-за сокращения суммы долга в это время. Банки выручили и США начали первый раунд количественного смягчения (QE), снизив еще долгосрочные процентные ставки, а цены на энергоносители начали расти. Кроме того, Китай увеличил свой долг в тоже время. Это также помогло.
Цена нефти немного падала в период 2011-2014 гг., означая, что даже тогда тренд был на снижение цен. В середине 2014 г. случилось большое падение, которое совпало с окончанием QE3 в США и замедлением роста долга в Китае. Цены выросли на время, но опять снизились, что можно связать с замедлением китайской и мировой экономик. В частности, замедление Китая произошло потому, что он достиг пределов в строительстве домов, дорог и заводов.
Что идет не так.
1. То, что происходит означает, что мировая финансовая система, скорее всего, развалится. Еще в 2008 г., мировая финансовая система чуть было не рухнула. На этот раз, наши шансы избежать коллапса очень маленькие.
2. Без финансовой системы практически ничего не работает: система добычи нефти, система доставки электроэнергии, пенсионная система и др. Изменения, которые мы наблюдаем, похожи на потерю операционной системы на компьютере или отключение холодильника.
3. Мы не знаем, как быстро проблемы будут распутаны, но, скорее всего, ситуация мало изменится за короткое время. Мировые финансовые лидеры будут стараться удержать все на месте. Большая часть наших проблем - слишком много долгов. Это трудно исправить, потому что сокращение долга снижает спрос и заставляет цены на сырьевые товары дальше падать. С низкими ценами производство товаров, скорее всего, упадет. Например, производство пищевых продуктов, которое использует ископаемое топливо, скорее всего, значительно снизится с течением времени, также как нефть, газ и уголь
.
4. Система электроэнергетики, связанная с сетями, упадет не так, как отрасли, связанные с нефтью. Ничто не упадет в одночасье, но, как кажется, маловероятно, что электроэнергетика надолго переживет нефть. Все зависит от финансовой системы. Если нефтянка не сможет платить своим работникам и получить запасные части из-за обвала финансовой системы, то же самое, скорее всего, будет с электроэнергетикой.
5. Наша экономика является самоорганизующейся системой, которая постоянно рассеивает энергию, это известно в физике как диссипативная структура. Другие примеры диссипативных структур включают все растения и животные (включая человека) и ураганы. Все начинается с малого, постепенно растет в размерах и, в конце концов, рушится и умирает. Мы знаем много предыдущих цивилизаций, которые рухнули.
Все происходит тогда, когда отдача от человеческого труда падает слишком низко. Это так же, как после уплаты налогов заработная плата рабочих падает слишком низко. Заработная плата отражает не только собственную энергию рабочих (получаемую от пищи), но и любую дополнительную энергию, от использования, например, тягловой силы, парусников, электричества. Падение средней заработной платы, особенно у молодежи, - один из признаков того, что наша экономика идет к краху, как и в других странах.
6. Причина того, что крах надвигается быстро, имеет отношение к долгам и деривативам. Нашей сетевой экономике требуются кредиты для добычи ископаемого топлива из земли и создания возобновляемых источников энергии, по нескольким причинам: (а) Производителю не нужно копить как можно больше денег заранее, (b) Предприниматель, производящий энергопотребляющие товары, может финансировать производство и может не копить деньги, (c) Потребитель может позволить себе купить "дорогостоящие" товары с ежемесячной оплатой и (d) Самое главное, долг помогает поднять цену любого товара (в том числе нефти и электроэнергии), потому что это позволяет большему числу клиентов позволить себе продукты, которые используют их.
Проблема в замедлении экономики и с увеличением долгов, конечном итоге, происходит долговой коллапс. Это происходит потому, что экономика не может расти так, чтобы позволить производить достаточное количество товаров и услуг для поддержания системы, то есть, платить адекватные зарплаты, оплачивать растущие правительственные корпоративные расходы, гасить задолженность с процентами, все в одно время. Рис. 2 иллюстрирует проблемы с долгами.
Где моделирование экономики пошло не так?
1. Сегодня общий уровень понимания того, как работает экономика и роль энергетики в экономике, печально низкий. Экономисты в целом отрицают, что энергия имеет косвенное отношение к экономике. С 1800 года численность населения мира выросла с 1 млрд. до более чем 7 млрд., благодаря использованию ископаемого топлива для увеличения производства продовольствия, среди прочего. Экологи считают, что мировая экономика может по-прежнему развиваться, как и сегодня, без ископаемого топлива. Есть возможность того, что с наступлением финансового краха, мы можем начать все заново, на основе возможностей использования местных ресурсов. В таком сценарии сомнительно, что мы сможем поддерживать население мира даже на уровне 1 млрд.
2. Экономическое моделирование основывается на наблюдениях, как экономика работала до достижения пределов роста. Это моделирование вовсе не распространяется на ситуации, когда мы достигаем пределов роста. Экономисты ожидают, что цены будут расти, когда есть дефицит. Эти ожидания совершенно не верны, когда проблемой становится выплата адекватных заработных плат. Когда проблемой становится отсутствие заработных плат, работники не могут позволить себе покупку дорогостоящих товаров таких, как дома, автомобили, холодильники. Все эти продукты создаются с использованием ресурсов, а отсутствие адекватных зарплат, как правило, создает "обратную" тенденцию через систему низкие цены на товары. Это противоположно тому, что предсказывают стандартные экономические модели.
3. "Пик нефти" Хабберта предлагает лучший сценарий, который был явно нереалистичным, но был буквально воспринят его последователями. Одним из источников оптимизма Хабберта стало его убеждение, что другой тип энергии, как ядерной, будет доступен в огромных количествах ко времени, когда снижение ископаемых видов топлива станет проблемой.
Схема ядерной энергетики на рис. 2, как кажется, в значительной степени напоминает вечный двигатель, добавляя бесконечное количество дешевой энергии, которой можно заменить ископаемое топливо.
Соответствующий источник оптимизма имеет отношение к форме кривой, которая образуется из сумм кривых данного типа. Не следует ожидать, что "общая" кривая будет иметь ту же форму лежащих в ее основе кривых, если нет идеальной замены (то есть, имеет низкую цену, неограниченное количество и способно использоваться непосредственно в нынешних устройствах) ископаемому топливу. Когда объем добычи определяется ценой, а цена может быстро изменяться с высокой до низкой, то есть все основания полагать, что форма суммы кривых будет скорее заостренной, чем округлой. Например, см. ряд Фурье (рис. 4).
4. Мировая экономика работает на энергетических потоках в данном конкретном году, хотя большинство аналитиков сегодня привыкли думать, что она основывается на денежных потоках. Мы потребляем пищу, которая была изготовлена совсем недавно. Моделирование пищи, которая потенциально будет доступна в будущем конечно интересное дело, но это не удовлетворяет нашу потребность, когда мы голодны.
Наши автомобили потребляют бензин из нефти, которая недавно добыта, наша техника работает от электричества, которое было произведено, по существу, в одно и тоже время. По времени имеет место тесное взаимодействие между производством и потреблением энергоносителей, финансовая система работает в резком контрасте. Она дает обещания возможностей банковских депозитов, пенсионных выплат и ценностей корпоративных акций далеко вперед.
Когда эти обещания даются, то нет уверенности, что товары и услуги будут доступны. Мы заканчиваем с системой, которая наобещала очень много товаров и услуг в будущем, чем в реальном мире она на самом деле будет в состоянии произвести. Слом неизбежен и, как кажется, слом будет происходить в ближайшем будущем.
5. Изменения в финансовой системе могут нарушить работу системы энергетики. Спрос в конкретном году складывается из комбинации (зарплата и другие доходы в конкретном) плюс (изменение долгов в конкретном году). Исторически так сложилось, что (изменение задолженности) было положительным. Это помогло поднять цены на сырье. Как только мы начали полагаться на долги, (изменение задолженности) становится отрицательным, что сбивает цену товаров. (Обратите внимание на п. 6 в предыдущем разделе). Как только это происходит, практически невозможно поддерживать цены на достаточно высоком уровне, чтобы добывать нефть, уголь и природный газ. Это главная причина, почему система стремится к краху.
6. Исследователи должны смотреть на то, что было ранее, а не начинать смотреть сначала на понимание базовых основ проблемы. Пытаясь понять всю проблему, а просто не на небольшой сегмент проблемы, трудно все осмыслить, особенно, если исследователю необходимо осмыслить большое количеств академических статей. К сожалению, есть огромное количество исследований, которые кажутся правильными на момент их написания, но которые оказываются неверными, если на проблему шире. Штампуя большое количество статей, основанных на предыдущих исследованиях, как правило, означает повтор прошлых ошибок. Проблему трудно исправить, поскольку энергетика и экономика затрагивает многие области. Трудно для любого понять полную картину.
7. В области энергетики и экономики заманчиво говорить людям то, что они хотят услышать. Если исследователь не понимает, как работает система энергетики и экономики и нужно догадываться, то догадки, скорее всего, будут положительными: "Все хорошо. инновации нас спасут. Или " Замена найдется". Это, как правило, исследования типа «Все хорошо». Доступность финансовых грантов по темам, которые излучают надежды, добавляет к этому эффекту.
8. Анализы полученной энергии на вложенную энергию (EROEI) на самом деле не отвечают на сегодняшние проблемы. Многие полагаются на анализы EROEI и, действительно, они помогают выяснить, что происходит. Но они пропускают многие важные моменты. Один из - существует много различных видов EROEI. Важное значение с точки зрения поддержания экономики от коллапса это - возврат от человека труда. Этот тип EROEI после уплаты налогов с заработной платы. Этот вид возврата постоянно падает, если общее количество используемой энергии не компенсирует человеческий труд. Мы может ожидать падения в количестве используемой энергии, если цены на энергоносители будут слишком высоки или если количество доступной энергии будет ограничено.
9. Вместо того, чтобы смотреть на заработные платы работников, большинство анализов EROEI рассматривает возврат по ископаемому топливу - что, по крайней мере, является частью головоломки, но далеко от всей картины. Возврат по ископаемому топливу может быть сделан либо на основе потока денежных средств (потока энергии) или на основе "модели", аналогичной дисконтированному денежному потоку. Они не эквивалентны. Что необходимо экономике - поток энергии сейчас, без моделирования добычи в будущем. Анализы денежных потоков, вероятно, должны быть выполнены на отраслевой основе; прямые и косвенные затраты в данном календарном году, должны сравниваться с полученной энергией в том же календарном году. Возобновляемые источники энергии будут, как правило, выглядеть плохо в таких анализах, потому что значительное количество энергии используется на их создание, но полученная энергия прежде всего относится на будущую энергию, предполагая, что нынешняя экономика может продолжать работать как сегодня, что кажется все более маловероятным.
10. Если мы придем в ближайшей перспективе к резкого спаду в экономике, то нет смысла пытаться использовать возобновляемые источники энергии. Весь смысл возобновляемых источников энергии - попытка сохранить то, что мы имеем сегодня дольше. Но если система рушится, то все планы бесполезны. Мы в конце пути по увеличению добычи угля и нефти, чтобы еще развивать ветряную или солнечную энергетику т.е. то, что скоро станет бесполезным. Электрическая система не продержится долго, потому что мы не сможем платить рабочим и мы не сможем поддерживать сети без финансовой системы. Когда мы развиваем возобновляемые источники энергии, все, что мы получаем это их недостатки и не много надежд в будущем.
Заключение.
Анализ, который ближе всего к ситуации, которую мы сегодня наблюдаем - это книга 1972 г. "Пределы роста" Донелла Медоуз. Он моделирует то, что может произойти, если рост населения и добычи ресурсов встречаются с постепенно снижающимся возвратом. Модель, как кажется, указывает, что обвал произойдет сейчас.
Кривая спада, вероятно, не совсем корректна на рисунке 5. Одна из причин -модель создана на основе физических величин товаров и людей и не учитывает роль финансовой системы, в частности, роль долгов. Можно ожидать, что долговая система развалится быстрее. Кроме того, модель не учитывает опыт взаимодействия мировой экономики. Авторы даже указывают, что не уверены в формы кривых после первоначального спада. Таким образом, мы находимся примерно где-то как на рисунке 6.
Если мы действительно сталкивается со спадом, спрогнозированном в модели Пределов Роста, то мы находимся в затруднительное положение, которое не имеет реального решения. Мы можем сделать лучшее из того, что мы имеем сегодня, и мы можем попытаться укрепить связи с семьей и друзьями. Мы можем попытаться диверсифицировать наши финансовые ресурсы, так что если один банк сталкивается с проблемами на раньше, это не будет огромной проблемой. Мы, возможно, может хранить немного еды и воды, чтобы справиться с дефицитом. Мы можем изучать религию.
Некоторые считают, что возможны группы выживших, учитывая адекватную подготовку. Это может быть, а может нет. Единственный вид возобновляемых источников энергии, на который мы действительно можем рассчитывать в долгосрочной перспективе, это те, которыми пользовались предки - дрова, тягловые животные и парусники. Тот, кто решит использовать современные технологии, такие как солнечные батареи и насосы, адаптированные для использования с солнечными панелями, необходимо планировать до дня, когда эти технологии исчезнут. Поэтому жесткие решения должны быть приняты в отношении того, как все будут жить без технологии.
Мы не можем сказать, что никто не предупреждал нас о затруднительном положении, с которым мы сталкиваемся. Вместо этого, мы решили не слушать. Государственные лица дали еще один толчок этому, направив фонды на решение отдаленных теоретически задач, вместо понимания истинной природы того, с чем мы сталкиваемся. Слишком много людей приняли буквально слова Хубберта, не понимая того, что он предложил лучший сценарий, как если бы мы изобрели что-то эквивалентное вечному двигателю, который поможет нам в нашем положении.