НИЧЕГО СВЯТОГО

Oct 30, 2014 16:01


Rien n’est si desagreable que d’etre pendu obscurement.
Voltaire.

«Нет ничего более неприятного, чем быть незаметно повешенным».
Вольтер


Однажды, приятным московским вечером мой приятель предложил сходить в музей ГУЛАГа. «Ух ты - думаю - а я и не знала, что в  Москве вообще есть такой музей». Первым делом, я, как продукт «национальной глобальной информационной инфраструктуры», конечно, залезла в интернет и выяснила, что музей открыт 13 лет назад и стоит на 4-ом месте в списке музеев, рекомендованных иностранцам для посещения, к тому же собирается расширяться. «Наверно, хороший музей…» - решила я, и с удовольствием встретилась со своим приятелем.
«Вот через площадь мы идем и входим наконец», но не во дворец, а в неприметную арку. Всё очень «миленько», в духе современных западных музейных тенденций: хипстерский мальчик на кассе, кафе с сэндвичами, библиотека с книгами а ля «воспоминания последней любовницы Муссолини», делай что хочешь, ходи куда хочешь, почти домашняя обстановка, даже и не скажешь, что музей про ГУЛАГ, а не про сорта пива.
  Поднялись на второй этаж. Почти одни иностранцы (интернет не врал) Зал совсем небольшой. Сразу же при входе бросается в глаза карта СССР. На карте отмечены места, где находились лагеря. И складывается ощущение, что они везде… Не страна, а сплошной лагерь? Как-то слишком, господа-организаторы музейного пространства!



Весь этот зал поделен на несколько стендов - БАМ, политические репрессии, раскулачивание и т.д. И все как-то скомкано, наворочено: тут тебе и пионерские значки и походные кружки (у меня такая дома стоит) и Окуджава, и Рокоссовский и Транссиб, «смешались в кучу кони, люди»… И это все сопровождено нелепыми комментариями непонятно кого. Такое впечатление, что сидели все и сидели просто так. Думаю, что-то тут не то… Либо я дура необразованная - историю надо было лучше в школе учить -всё-таки 4ый музей в списке… скоро у него будет большая новая площадка… (за наши налоги)… либо надо разбираться. Подлил масла в огонь и приятель, сказав, что что-то с цифрами не то у них.

Пошли, как водится, в кафе - поделились впечатлениями, попили кофе, и, в жанре современного времени, стоило бы забыть и спокойно разойтись. Мало ли музеев в Москве, мало ли что-то не совсем соответствует действительности, или совсем не соответствует - вон в телевизоре каждый день врут - одна мадам Псаки чего стоит.   Но в голове постоянно вертелась фраза, вынесенная мной в эпиграф этих заметок. «Нет ничего более неприятного, чем быть незаметно повешенным».


Не будем вспоминать, по какому поводу Вольтер это сказал, тем более трудно вспомнить то, что не знаешь, но после посещения музея ГУЛАГа, у меня как раз сложилось такое впечатление, что меня на чём-то провели, обманули, «незаметно повесили». И что-то зажужжало внутри. Я задумалась, а как сказал Виктор Гюго: «Никогда не следует говорить женщине ничего такого, что ей трудно понять. Она начинает над этим задумываться, и нередко ее мысли принимают дурной оборот». Да, надо разбираться - решила я.

Среди прочих стендов был там и стенд под названием «гонения на церковь». Эта тема меня всегда, так или иначе, интересовала, и я немного попыталась разобраться, что к чему. Тем более не всё так гладко, просто и однозначно, как получается у авторов музея, которые берут на себя право рассказывать, «как все было на самом деле» Я не историк, и не собираюсь тут писать диссертацию на тему «церковь после 1917 года», а просто хочу посмотреть, что по этому поводу выставлено в вышеуказанном музее.

Итак, гонения на церковь…

Начинать, как представляется, следует с формального принципа: на стенде упоминаются такие люди как, Епископ Арсений (Жадановский), Епископ Нижнетагильский Никита, и другие. Посмотрим же, кто они такие.

Так вот, например, Епископ Арсений, в частности, говорил: «Советская власть будет свергнута народом и управлять страной будут русские верующие люди, преданные Православной Церкви», открыто призывал к свержению существующего государственного строя, был главой контрреволюционной организации церковников нелегалов (http://rpczsouth.org.ru/), также обжаловал один из приговоров, сославшись на свое болезненное состояние (психическое расстройство), в котором он находился во время дачи показаний. 14 авг. 1933 тройка ОГПУ МО постановила приговор считать условным. (http://www.sedmitza.ru/text/618758.html). 21 апр. 1932 г. арестован Серпуховским райгоротделением ОГПУ СССР по обвинению в нелегальной деятельности в составе монархической организации «Истинно православная Церковь» и систематической агитации среди населения.



То есть епископ Арсений открыто агитировал за свержение власти и к тому же признал себя невменяемым. Вопрос: чтобы было, например, в другой стране, если бы кто-то призывал к военному свержению Обамы, или Рузвельта, признавая себя при этом немного невменяемым?



Что касается следующего епископа - Нижнетагильcкого Никиту - так вот он скрывал, что он епископ (как-то не по-епископски) и странствовал с подложным паспортом (уголовное преступление между прочим). Вы скажете время было такое… Самое простое, что можно сделать, это свалить все на время. Да время было непростое - никто не спорит. И люди были (впрочем и есть) хорошие и разные. Вопрос в том, почему этот человек упомянут в музее ГУЛАГа, потому что он был епископом? - но он скрывал это - отрекся от своего ранга и странствовал под чужим именем. О какой «святости» и невинности тут можно говорить.

Далее на стенде, посвященном гонениям на церковь, опубликована такая фраза: «Всего за годы сталинского террора около 300000 священнослужителей были казнены или скончались в заключении».

Откуда такая цифра абсолютно непонятно, тем более говорится не о людях каким-то образом пострадавших за Христа, будь то, например, выселение из мест проживания, принудительное заключение в психлечебницы, а именно о тех, кто был казнен или умер в заключении. Как пишет Игумен Дамаскин (Орловский): «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом».
А вот в музее ГУЛАГа цифры есть. Молодцы ребята! Наверно в музее работают передовые ученые - только почему-то анонимные. Может быть скромные? Но мне кажется, что скорее всего -  недобросовестные. (Вам тоже так кажется?) А кажется мне потому, что с опубликованными приказами они обращаются точно так же как и с цифрами - слишком вольно (читай - опять же недобросовестно, и это дипломатично говоря).

Оперативный приказ НКВД  СССР № 00447, Москва 1937 г.

Именно этот приказ опубликован на стенде.
Что же мы видим в настоящем приказе:

(В приказе 9 пунктов - на стенде в музее только три из них (1,6,9.), но ладно - на это закроем глаза - может быть не с руки было вывесить весь приказ:).
Так вот (внимание!) как выглядят эти пункты в оригинале:

I. КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ.

1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.

2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.

3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.

4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.

5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.
Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.

7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.
Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.

9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне - в колхозах, совхозах, сельско-хозяйственных предприятиях и в городе - на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.

А вот, друзья мои, как это выглядит на стенде музея ГУЛАГА:


Далее серым цветом выделены те фрагменты настоящего приказа, которые отсутствуют в варианте приказа, размещеенного в музее ГУЛАГа.

Первый пункт:
“Бывшие кулаки … “ и ВСЁ! То есть про основную характеристику этих кулаков - а именно, что не вообще всех, а тех, кто вернулся после отбытия наказания и продолжает вести антисоветскую деятельность, намеренно удалено.

Шестой пункт:
“Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.

Девятый пункт:
  “репрессиям подлежат все перечисленные выше контингенты”, но на стенде говорится только про два из них, а вот про бандитов, фашистов карателей - ни слова.

Можно разбираться и дальше, но, на мой взгляд, и этого достаточно.

Хочу подчеркнуть, что, безусловно, были и перегибы в делах церковников, и незаслуженные обвинения, и доносы, и поверхностные расследования дел. Были. А было и по-другому, в конце концов, народ в массе своей поддержал ту власть, которая была.

Меня же интересует исключительно музей, почему этот музей дает заведомо ложную информацию, искажает цифры, факты, фальсифицирует документы? И такой музей собирается расширяться - точнее его собираются расширять (субъект - отдельная тема). Да, нужно знать свою историю - нельзя забывать ни хорошее, ни плохое. Но чему может нас, вас, да кого хотите научить такой музей? Зачем ковыряться в ране, которая зажила? Шрам и так остался. Зачем постоянно акцентировать внимание на «преступлениях сталинского режима», говорить о том, что нужно покаяться? Нужно менять то, что было плохо - а не муссировать тему того, как же было плохо. Иначе, друзья мои, это называется антигосударственная деятельность, под соусом рассказов о ГУЛАГе. Одиллия подменяет Одетту, Лия -Рахиль, нападки на «сталинский режим»- нападки на страну. И всё это происходит тихо и незаметно (вспомним эпиграф).

Так нужен ли нам такой музей?



Анастасия С.

РЕПРЕССИИ, РЕЛИГИЯ, ГУЛАГ, ПОКАЯНИЕ, МУЗЕЙ

Previous post Next post
Up