Берегите мужчин… от женщин?

Dec 04, 2004 13:43

В России на первом месте стоят неестественные причины смерти: несчастные случаи, травмы, отравления, суициды (на втором месте онкозаболевания). Наблюдается два пика суицидов: в середине 1990-х годов и в начале 2000-х. В 2003 году совершено 60 тыс. суицидов (для сравнения на дорогах погибают около 30 тыс.). Число женских суицидов стабильно средневысокое, зато число мужских существенно превосходит максимум, предложенный ВОЗ для нормальной «здоровой популяции». Здесь наблюдается три пика: самое начало 1990-х, середина 1990-х и начало 2000-х. Как ни странно, в 1998-99 годах - относительный минимум суицидов.
Вообще в мире [европейской культуры] число мужских суицидов превосходит женские, особенно в старшем возрасте.

Особенность России: во-первых, здесь расхождение м/ж максимальное, во вторых, отсутствует плавный рост числа самоубийств с возрастом: кривая достигает пиковых значений около 20 лет, затем плато. Каковы причины? С этим вопросом я обратился к специалистам: профессору Бертолоте (J.M. Bertolote, Coordinator, Management of Mental and Brain Disorders Team Department of Mental Health and Substance Dependence) и академику Т.Б. Дмитриевой (директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского). [я действительно притворился журналистом и расспрашивал их на пресс-конференции]
По их мнению, это 1) большая алкоголизация мужского населения, 2) методичность (женщины чаще совершают демонстративные попытки суицида, не завершая их, а мужчины действуют методично, целенаправленно, у них сильнее гетеро- и аутоагрессия), 3) женщины обладают лучшими психологическими механизмами снятия стресса - они более социальны, привязаны к семье и детям. [Существуют и другие способы облегчения женской участи, о которых мы рассказывали
здесь]
Профессор Бертолоте (утонченный итальянец, чем то похожий на Спилберга), впрочем, добавил, что он не эксперт по российской специфике. В свою очередь я, как антрополог и исследователь «особенностей национального безразличия», предположил, что фактором расхождения числа мужских и женских суицидов является также специфика гендерного воспитания:
1) Общество осуждает ряд недостатков у мальчиков/мужчин сильнее, чем у девочек/женщин. Особенно это касается инверсии гендерных качеств. Иными словами, женщина с мужскими чертами скорее приветствуется («ух, ну это бой-баба!»), а мужчина с женскими качествами - фрустрируется («фу, ты как девчонка!»). В частности, гомосексуализм, гетерофилия, импотенция, бездеятельность, отсутствие инициативы, невыполнение обязательств, даже физическая слабость и низкий рост могут осознаваться мужчинами как «порок» и веская причина для суицида.
2) Мальчиков ориентируют на «идеал»: ты должен быть мужчиной, крутым, добиваться всего сам, давать сдачи, побеждать и т.д. Но как этого добиться? Этому никто не учит! Возникает диссонанс стратегии и тактики.
3) В России образование феминизировано. Женщины учат, оценивают и подают пример мальчикам. Их менталитет формируют учительницы, мамы и одноклассницы, имеющие более высокий ранг и рейтинг. Те, кто пытаются протестовать и стремиться к мужскому стилю, получают двойку за поведение. Неизбежно снижается самооценка, мальчики привыкают к взаимодействию с обществом в форме протеста или униженного соглашательства. Феминные идеалы образования («Прекрати вертеться, мальчик, и красиво оформляй письменное задание!!») и маскулинные идеалы общественных ожиданий («Ты что, малыш, собираешься стать бухгалтершей?? А юбку ты не хочешь носить?») противоречат друг другу и усиливают диссонанс стратегии и тактики. Все это становится дополнительным стрессирующим фактором для мужской психики, повышая, в конечном итоге, число суицидов.
4) Особый фактор: дети и подростки в России испытывают перманентный «школьный стресс», усугубляющийся стрессом эко-климатическим, последствия которого ухудшают психическое здоровье общества. При этом эволюционно сложившиеся особенности психики и физиологии мужского организма делают мальчиков более уязвимыми к этому стрессу. Таким образом, психическое здоровье мужской части населения суммарно страдает больше.
Эти моменты позволяют лучше объяснить феномен «берегите мужчин», особенно актуальный для России.
Социопсихологические факторы, традиции и установки, могут играть самую серьезную роль в динамике суицидов и пси-расстройств. В частности, Бертолоти отметил такой факт, что если в России разность мужских и женских суицидов максимальна, то в Китае [который, добавил я про себя имеет тысячи километров общей границы с Россией] женские суициды порой происходят не реже, а даже чаще мужских.

Бертолоти утверждает: в мире ведется большая работа по профилактике суицидов у молодежи, поэтому «плато» превратилось в «склон горы». Я, в свою очередь, подумал, что не припоминаю никакой подобной работы в нашем обществе, стереотип «что же мне, руки на себя наложить?» очень распространен.

И последнее. У меня было двое знакомых, высокие, красивые, талантливые, хипповые парни. Они приехали из глубинки, учились в престижных университетах. Одного я знал еще ребенком. Они закрутили романы с «трагическими» и «драматическими» девицами. Результат вы предполагаете. Один бросился из окна у себя в Петергофе, зимой. Другой… Это был мой день рождения, я заходил в общагу после универа и увидел что красивую иностранную машину успели за день разбить, ободрать, снять колпаки. «Дурной знак!» - подумалось. Уставший и невротичный, я завалился спать. А в эти самые минуты в соседней комнате, прямо за моей стенкой уже принял решение Андрей, нескладная и большелапая птица, который последнее время стал неприветлив, даже агрессивен, да мы и не общались, отворил окно и вышел прочь навсегда. Он долго лежал в холодной черноте, закутанный в простыню, белый и все равно несчастный. Его призрак, обосновавшийся в перекрытии комнаты, мучил меня кошмарами еще несколько лет. Но больше мучила - никем не возложенная вина (мог бы зайти… поговорить… догадаться…)
Previous post Next post
Up