Осень уже дышит в спину и точит нож в печень, поэтому нельзя терять ни единого выходного и надо на ходу придумывать что-то эдакое из ряда вон. Выкинуть на*уй свой велосипед я не додумался, поэтому остаётся только погрузить его на крышу Серёгамобиля и выполнить новый челлендж. «Сто пятьдесят километров до Черемхово, в салоне, где тепло и сухо, музыка играет, здесь надо было направо, подожди, заедем на работу, там трусы на верёвке висят».
Черемховский район встречает раскидистыми пшеничными и кукурузными полями, комбайнами и небом с облаками, как в лучших аниме-картинах Миядзаки. Пока под колёсами есть немного асфальта - наша дорога ведёт через Жмурова с поворотом на Лохово, и кто будет тормозить - поворачивает в Лохово, в противном случае навсегда останется в Жмурова! Такие правила, поэтому придётся поднажать, чтобы проехать по шестьдесят четыре километра в обе стороны.
1. Велотурист на трассе.
2. Пшеничное поле.
3.
4. Современные комбайны Claas lexion.
5.
Цель поездки - заброшенная гидроэлектростанция в Полежаева. Дорога ведёт через Нены, Ныгду, Нижнюю Иреть, Голуметь, Верхнюю Иреть, Неохереть, главное - не охереть. Серёга остановился возле монумента «МО Ныгда». - Мы где? - В Моныгде. И поехал в кукурузное поле за перекусом, но не больше одного початка в руки, а то будет колоть в животе. Здесь асфальт заканчивается и возвращается только иногда, да и то ненадолго. Дорога петляет вверх-вниз, появляется много гравия, а затем видно и причину его обилия - огромный участок дороги, ремонтируемый техникой.
6.
7. Кукурузное поле.
8. Стоянка дорожной техники.
С немыми руками, ногами и жопой мы доезжаем до конца ремонтируемого участка - в Нижнюю Иреть, где находим магазин с водой и продуктами, наполненными быстрыми углеводами! А ещё здесь подозрительно много… цикория. А, нет, снова куст конопли. Поле конопли. Огромный огороженный участок конопли! Пожалуй, поедем дальше. В полях по соседству комбайнами собирают и грузят пшеницу, а редкие грузовики возят руду с ближайшего угольного разреза. Мы попробовали подняться на отвал, чтобы разглядеть его, но ничего не увидели.
9.
10.
11. Угольный разрез.
Голуметь - самое большое село на пути следования. О том, что оно основано в конце XVII века, а то и раньше, говорит целый один сохранившийся деревянный дом с красивой кружевной резьбой. Вокруг тихо, и повсюду огромные заросли конопли. Мы нашли местного жителя и спросили, как проходит его день. - Куда проходит? У него же нет ног! Сразу за селом - небольшой участок леса, где стоит заброшенный дом-интернат для престарелых и инвалидов; состояние у него такое, как будто эти престарелые инвалиды его сами на стройматериалы и растащили.
12. Дореволюционный дом в Голумети.
13. Заросли конопли.
14. Бывший дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Мы немного отклонились от курса и проехали наш поворот, но всё же добрались до Полежаева. В 1950-х годах все колхозы в округе были электрифицированы, в том числе - за счёт Полежаевской ГЭС, самой младшей среди своих «собратьев». Построенная на реке Иреть в 1950-1954 годах, она проработала дольше всех, до 1976 года. Мощность станции не превышала 300 кВт, при этом она справлялась с электроснабжением не только Черемховского, но и части Заларинского района. Вокруг канала раскинулись очень живописные опушки, плавают серые и белые гуси. Объект довольно интересный, но использовать его как водную горку я бы не советовал.
15.
16.
17.
18.
Простояв больше сорока лет без работы, Полежаевская ГЭС не потеряла впечатляющего вида. Сохранились кирпичное здание станции (хоть и без крыши) и плотина. Грабить здесь уже нечего: две турбины и рабочие колёса ГЭС давно исчезли со своих мест. Впрочем, люди не стали разбирать стены здания на кирпичи.
19.
20.
21. Плотина хоть и сохранилась, но своей функции из-за отсутствия турбин не выполняет. Поэтому здесь теперь круглый год идёт холостой сброс воды.
22.
Черемховский район был первым, где в конце 1940-х годов началась сплошная электрификация - к этому обязывала производственная нужда города шахтёров; именно здесь были построены и смонтированы 137 км высоковольтных и 32 км низковольтных электрических сетей. В сеть «крупных межколхозных электростанций» Иркутской области вошли также Осинская (Осинский район), Голуметская (Черемховский район), Усть-Рубахинская (Нижнеудинский район) и Пилюдинская ГЭС. Достоверной и полной информации о них нет даже в Государственном архиве Иркутской области.
23.
24.
25.
26.
27. Люк в нижнем ярусе, через который видно водосброс.
Мини-гидроэлектростанции работали на малых реках, обеспечивая энергией лишь мизерную часть сёл Иркутской области. Энергетика села не могла базироваться на мелких разобщённых электростанциях, которые давали дорогую и некачественную электроэнергию. Выход из создавшегося положения мог быть обеспечен за счёт подключения сельскохозяйственных потребителей к государственным электросетям, гарантирующим надёжность электроснабжения и более низкие цены.
28.
29.
30. Домашние гуси и утки.
31.
Малые ГЭС просуществовали в Иркутской области недолго. На смену межколхозным станциям пришли большие гидроэлектростанции. В частности, запуск Братской ГЭС в 1958 году сделал работу Тагнинской нерентабельной: автоматика была на низком уровне, приходилось держать в смену четырёх специалистов. Та же участь постигла остальные мини-станции, последней закрылась Полежаевская ГЭС. Об их сохранении в качестве инженерных памятников тогда особенно никто не задумывался, поэтому вскоре почти все малые ГЭС были уничтожены.
Налазились вдоволь, отдыхать уже некогда: на часах - половина пятого. Придётся топить обратно, несмотря на боль, усталость и общее недомогание. Хоть это было и не сильно заметно, но в обратную сторону идёт набор высоты, с которой мы всё это время спускались. На раздолбанных дорогах появилось намного больше грузовиков, не прекращавших мотаться туда-обратно, поднимая пыль, которой мы изрядно надышались. Темнело, холодало. Останавливаться нельзя - каждый квадратный метр местности кишит комарами, и передышка получается крайне сомнительной. Телевизионная мачта на горизонте сигнализировала о том, что до трассы оставалось совсем немного. Когда страдания кончились - оставалось только как следует обожраться в Усолье и доехать к поздней ночи в Иркутск. И раз уж вы это прочитали до конца, знайте - со своей задачей мы отлично справились.
32. Голуметский котик говорит: «До новых встреч!»
Маршрут поездки (Нужен VPN).