Осенняя Шаманка. Обзор Atom Tundra X10

Oct 18, 2023 09:42




Наступила осень, - думаешь, я тебя не ждал? Вот тебе импульсивная покупка в виде гравийного велосипеда, с рулём бараном и вот этим вот всем - очень популярная тема, от которой я тоже решил не отставать. Так как теперь у меня есть дорожный велосипед для факин рэйса, и в городских условиях я его уже испытал - можно осваивать на нём трассу. Неклассическая Шаманка без грязи и лесов как раз подходит. В разгар золотого сезона можно посетить парочку заброшенных оздоровительных лагерей, а заодно подробнее рассказать вам, что там по навеске.

1. Классическую Шаманку я первый раз катал в 2021 году, через неё же мы ездили на Куйтунские столбы. На электричке едем до станции Подкаменная, дальше - по грунтовке в горку до асфальтированной дороги, которая ведёт к трассе с весёлым затяжным спуском.



2. Едем вдвоём с Лодырем, у него тоже обновка - гибрид на планетарке с ремнём.



3. Живописный лес, после поворота на Моты.



4.


5. Мы в Шаманке. Место, популярное благодаря шаманскому утёсу и редкому для наших мест подвесному пешеходному вантовому мосту.



6. Пешеходный мост впервые появился в селе в 1967 году, затем его смыло наводнением, и только в 2004-м появился современный мост, который действует по сей день. На велосипеде тоже можно по нему проехать, но когда идёшь пешком - чувствуешь весёлое раскачивание дощатой конструкции, так что мостофобам здесь лучше не ходить.



7. Выезжаем на травку к Иркуту, проведём обзор.



8. Стоит сразу сказать, что «Атом» является брендом Slopestyle (официальный дилер Merida на территории России), как в случае с Outleap магазина «Триал Спорт» - это ответ модели Rudeway A2. Здесь тоже каталожная рама, но выглядит велосипед в чёрной расцветке куда более стильно, чем у конкурента. Tundra X10 - гравийник начального уровня, наиболее демократичный по цене среди велосипедов данного типа, рассчитан на тех, кто хочет попробовать перепрыгнуть с маунтинбайка на что-то более дорожное. Оптимальным для данного велосипеда будет не слишком тяжёлый навес в виде байкпакинга, который с комфортом можно будет перевозить по автомобильным дорогам от одного населённого пункта к другому, ненадолго заезжая на грунты. В целом велосипед достаточно универсален и подходит как для города, так и для туризма, для трассы или несложного бездорожья. У Тундры есть две модели - X10 и X11. Старшая модель подороже, отличается, главным образом, навесом. У X11 идут перья под 142-ю втулку с двенадцатимиллиметровой осью, чем X10 похвастаться не может: здесь ось только на вилке, а сзади - дропауты под эксцентрик. Вместо квадрата у старшей модели стоит каретка типа холотек, а вместо десяти скоростей - одиннадцать.



9. Рама сделана из алюминия 6069 с тройным баттингом, коническим рулевым стаканом 170 мм и внутренней проводкой. Если пользователь предпочтёт поставить спереди двойник, то в раме предусмотрено отверстие под тросик для установки переднего переключателя. Рама позволяет установить покрышки шириной не более 42C, либо до 38C c использованием крыльев. Посадка у велосипеда вполне комфортная, в моём случае размер рамы - L. Соотношение стека к ричу - 1.54, но база короткая - 1034 мм. Каретка расположена достаточно высоко, что подразумевает высокую проходимость по грунтам, однако длина нижних перьев - всего 430 мм, задний треугольник довольно жёсткий. Геометрия классическая, оттого вполне универсальная и многоцелевая.



10. Групсет MicroShift Advent X - пожалуй, единственная бюджетная трансмиссия с одной ведущей звездой для гравийных велосипедов на рынке, показывающая себя исключительно с хорошей стороны. Если в случае с маунтинбайком есть из чего выбрать, то хороший брендовый групсет для велосипеда с бараном может встать в довольно крупную сумму. Advent X пока остаётся топовым предложением от тайваньской компании. Диапазон передач почти позволяет ей соперничать с аналогами от крупных брендов, при этом она совместима с манетками как для горных, так и для шоссейных велосипедов, где второе скорее является альтернативой первому. Групсет состоит из 10-скоростной манетки (дуалы M100A), заднего переключателя и кассеты 11-48T. Дополнено это алюминиевыми шатунами Prowheel Charm FD04S, стальной NW звездой на 40 зубьев и цепью KMC X10. Собственно, это отличный вариант, чтобы за небольшие деньги оборудовать велосипед трансмиссией с одной ведущей звездой.



11. Задний переключатель выполнен из алюминия и весит 312 граммов. Дешёвые педали я сразу же заменил на SPD. Механизм с трещоткой здесь снабжён специальным переключателем, который, вероятно, более удобен в использовании, чем рычажок от Shimano. Большие ролики переключателя - по 13 зубьев - намного удобнее обслуживать, чем на том же деоре. Петух переключателя идентичен велосипедам Fuji Jari 2.3, Kona Kula, Supreme (06-10) и Vitus Zenium SL 2015, запасной имеет смысл сделать под заказ. Минусами системы Advent X в нашем случае является заточенность под манетки для горных велосипедов и неэргономичная форма ручек. Впрочем, мне особо не с чем сравнивать, так как других дуалов я ранее не использовал.



12.



13. Дуалы Advent X подходят только для механических тормозов шоссейного типа, будь то классические, кантилеверные, дисковые механические или гибридные механико-гидравлические модели. Форма дуалов здесь сильно напоминает Shimano Sora или даже 10-скоростные манетки Shimano «золотой эры», где тросики манеток проходили снаружи, что многих может смутить. Так они проходят и здесь, а вот тормозные рубашки с тросиками спрятаны под обмоткой руля. Левый дуал рассчитан только на торможение, а в правом рычажки переключения вверх и вниз расположены друг над другом, т.е. тормоз при этом трогать не нужно. Для себя я это свойство переключателя выделяю скорее в плюс.



14.



15. С завода стоит гравийный руль 440 мм, флейр 20°, но в коробке имеется дополнительный эндуранс руль, флейр 7°. Рубашки тормозов спрятаны под обмотку.



16. Для туристического обвеса здесь предусмотрено по три бонки на каждой стороне вилки, три - на нижней трубе рамы сверху и две - снизу, две - на подседельной трубе, две - на верхней трубе рамы под сумку-бензобак, точки крепления для полноразмерных крыльев (в моём случае установлены крылья SKS Bluemells, до 42 мм) и багажника на заднем треугольнике, крепление для подножки в левом нижнем пере. Если велосипед загружен сумками, то подножка будет очень удобна на остановках; для комьютинга тоже пойдёт, но придётся поискать вариант с креплением под два болта. В моём случае стоит подножка от итальянского бренда Ursus, так что если вы продвинутый велосипедист или «грэвэлсакер» - можете смело орать «Позор, позор!». Вес велосипеда с крыльями и другим мелким обвесом без бутылки - 12 кг.



17. Стоковое седло на двухболтовом подседельном креплении получило название Ultimate, оно достаточно мягкое. На МТБ у меня стоит седло Prologo, оно гораздо жёстче. Логичнее было бы их поменять местами, но я, пожалуй, оставлю пока всё как есть.



18.



19. Тормоза Tektro MD-510 с креплением флэт маунт сзади и пост маунт спереди, роторы 160 мм, перспектива апгрейдов присутствует. В первую очередь, мягкие рубашки сразу идут под замену, потому что модуляция никакая; заодно и обмотку можете поменять.



20. Вилка выполнена из карбона, внутри она полая, предусмотрены крепления для крыльев или переднего багажника, по три бонки с каждой стороны для установки эникейджей или других аксессуаров. Как и у X11, на вилке установлена ось 12х100 мм.



21.



22. У «Атома» свои обода с высоким профилем, не пистонированные, под престу. Они подходят для бескамерной установки, но я пока что к этому не пришёл. С другой стороны, стоковые фолдинговые покрышки CST Pika 38C заточены только под камеру. Они в меру накатистые - больше подходят для грунтов, чем для асфальта. Внутренняя ширина обода - 21 мм, так что над вопросом, что сюда поставить, ещё стоит подумать. Втулки здесь насыпные, в перспективе можно их поменять.



23. К нам пришла местная кошечка.



24. Посидела на бауле.



25. И ушла пить из речки.



26. Асфальт испытали, траву-грунты испытали, дальше проедем небольшой лесной участок.



27.



28.



29. Попрыгали через высокие корни, велосипед хорошо проскакивает по узкой колее, колёса не сползают, грязные места объехали, приемлемо.



30.



31. В лесу под скальником сохранились строения заброшенного студенческого спортлагеря «Кедр», некогда принадлежавшего ИГУ. Год основания на здании столовой - 1968. На 1993 году, по-видимому, история лагеря заканчивается и начинается история чего-то другого. В годы юности Лодырь отдыхал здесь.



32.



33.



34.



35.



36.



37.



38. Слыхали про велосипед? Лодырь рассказал, как они в лагере резали шарик на ленточки, вставляли их между пальцами ног спящему и поджигали. Они горели и плавились, а потом жертва просыпалась и сразу начинала крутить педали!



39. Вход в погреб, вся подземка обрушилась.



40.



41. Домик начальника лагеря.



42.



43.



44. Ещё недолго наслаждаемся природой - и обратно. Но не через лес и поля, как по классике, а по трассе, с набором в Еловую гору.



45.



46.



47. Как удачно на подъезде к Мотам у Лодыря спустило колесо; возле дороги оказались старые ворота, и, пока он возится с заплатками, я могу разведать одну неприметную лесную чащу. Как выяснилось, это бывший лагерь «Космос». Вроде как, сейчас на территории реабилитируют наркозависимых, хотя я никого так и не встретил. Другой информации не нашлось, кроме той, что лагерь попал в чёрный список МЧС в 2007 году.



48.



49. Умывальник.



50. Корпус со спальнями.



51.



52.



53. Через реку брошены два мостка, второй оказался с управляемой дамбой, перекрывающей путь воды, - очень необычно.



54.



55. Шаманка двумя неделями позже. Золотую осень сменила медная. Шаманку можно назвать молодым селом, поскольку свой отсчёт она ведёт только с 1927 года. Основали её лесозаготовители, и даже много лет спустя тайга по-прежнему служила для местных жителей единственным источником дохода. Иркутский леспромхоз занимался заготовкой и обработкой древесины.



56.



57. Село расположено на обоих берегах Иркута, соединённых мостом для пешего перехода, а автотранспорт пользуется паромной переправой. Зимой, когда Иркут замерзает, функционирует её ледовый вариант.



58.



59. Скальник «33 богатыря».



60.



61.



62.



63.


bike, atom tundra x10, эстетика ебеней, urbex, велосипед, байк пакинг, грэвэл, ебеня, заброшенное, велотуризм, шаманка, лагерь, туринг

Previous post
Up