Наступила осень, - думаешь, я тебя не ждал? Вот тебе импульсивная покупка в виде гравийного велосипеда, с рулём бараном и вот этим вот всем - очень популярная тема, от которой я тоже решил не отставать. Так как теперь у меня есть дорожный велосипед для факин рэйса, и в городских условиях я его уже испытал - можно осваивать на нём трассу. Неклассическая Шаманка без грязи и лесов как раз подходит. В разгар золотого сезона можно посетить парочку заброшенных оздоровительных лагерей, а заодно подробнее рассказать вам, что там по навеске.
1. Классическую Шаманку я первый раз катал в 2021 году, через неё же мы ездили на
Куйтунские столбы. На электричке едем до станции Подкаменная, дальше - по грунтовке в горку до асфальтированной дороги, которая ведёт к трассе с весёлым затяжным спуском.
2. Едем вдвоём с Лодырем, у него тоже обновка - гибрид на планетарке с ремнём.
3. Живописный лес, после поворота на Моты.
4.
5. Мы в Шаманке. Место, популярное благодаря шаманскому утёсу и редкому для наших мест подвесному пешеходному вантовому мосту.
6. Пешеходный мост впервые появился в селе в 1967 году, затем его смыло наводнением, и только в 2004-м появился современный мост, который действует по сей день. На велосипеде тоже можно по нему проехать, но когда идёшь пешком - чувствуешь весёлое раскачивание дощатой конструкции, так что мостофобам здесь лучше не ходить.
7. Выезжаем на травку к Иркуту, проведём обзор.
8. Стоит сразу сказать, что «Атом» является брендом Slopestyle (официальный дилер Merida на территории России), как в случае с Outleap магазина «Триал Спорт» - это ответ модели Rudeway A2. Здесь тоже каталожная рама, но выглядит велосипед в чёрной расцветке куда более стильно, чем у конкурента. Tundra X10 - гравийник начального уровня, наиболее демократичный по цене среди велосипедов данного типа, рассчитан на тех, кто хочет попробовать перепрыгнуть с маунтинбайка на что-то более дорожное. Оптимальным для данного велосипеда будет не слишком тяжёлый навес в виде байкпакинга, который с комфортом можно будет перевозить по автомобильным дорогам от одного населённого пункта к другому, ненадолго заезжая на грунты. В целом велосипед достаточно универсален и подходит как для города, так и для туризма, для трассы или несложного бездорожья. У Тундры есть две модели - X10 и X11. Старшая модель подороже, отличается, главным образом, навесом. У X11 идут перья под 142-ю втулку с двенадцатимиллиметровой осью, чем X10 похвастаться не может: здесь ось только на вилке, а сзади - дропауты под эксцентрик. Вместо квадрата у старшей модели стоит каретка типа холотек, а вместо десяти скоростей - одиннадцать.
9. Рама сделана из алюминия 6069 с тройным баттингом, коническим рулевым стаканом 170 мм и внутренней проводкой. Если пользователь предпочтёт поставить спереди двойник, то в раме предусмотрено отверстие под тросик для установки переднего переключателя. Рама позволяет установить покрышки шириной не более 42C, либо до 38C c использованием крыльев. Посадка у велосипеда вполне комфортная, в моём случае размер рамы - L. Соотношение стека к ричу - 1.54, но база короткая - 1034 мм. Каретка расположена достаточно высоко, что подразумевает высокую проходимость по грунтам, однако длина нижних перьев - всего 430 мм, задний треугольник довольно жёсткий. Геометрия классическая, оттого вполне универсальная и многоцелевая.
10. Групсет MicroShift Advent X - пожалуй, единственная бюджетная трансмиссия с одной ведущей звездой для гравийных велосипедов на рынке, показывающая себя исключительно с хорошей стороны. Если в случае с маунтинбайком есть из чего выбрать, то хороший брендовый групсет для велосипеда с бараном может встать в довольно крупную сумму. Advent X пока остаётся топовым предложением от тайваньской компании. Диапазон передач почти позволяет ей соперничать с аналогами от крупных брендов, при этом она совместима с манетками как для горных, так и для шоссейных велосипедов, где второе скорее является альтернативой первому. Групсет состоит из 10-скоростной манетки (дуалы M100A), заднего переключателя и кассеты 11-48T. Дополнено это алюминиевыми шатунами Prowheel Charm FD04S, стальной NW звездой на 40 зубьев и цепью KMC X10. Собственно, это отличный вариант, чтобы за небольшие деньги оборудовать велосипед трансмиссией с одной ведущей звездой.
11. Задний переключатель выполнен из алюминия и весит 312 граммов. Дешёвые педали я сразу же заменил на SPD. Механизм с трещоткой здесь снабжён специальным переключателем, который, вероятно, более удобен в использовании, чем рычажок от Shimano. Большие ролики переключателя - по 13 зубьев - намного удобнее обслуживать, чем на том же деоре. Петух переключателя идентичен велосипедам Fuji Jari 2.3, Kona Kula, Supreme (06-10) и Vitus Zenium SL 2015, запасной имеет смысл сделать под заказ. Минусами системы Advent X в нашем случае является заточенность под манетки для горных велосипедов и неэргономичная форма ручек. Впрочем, мне особо не с чем сравнивать, так как других дуалов я ранее не использовал.
12.
13. Дуалы Advent X подходят только для механических тормозов шоссейного типа, будь то классические, кантилеверные, дисковые механические или гибридные механико-гидравлические модели. Форма дуалов здесь сильно напоминает Shimano Sora или даже 10-скоростные манетки Shimano «золотой эры», где тросики манеток проходили снаружи, что многих может смутить. Так они проходят и здесь, а вот тормозные рубашки с тросиками спрятаны под обмоткой руля. Левый дуал рассчитан только на торможение, а в правом рычажки переключения вверх и вниз расположены друг над другом, т.е. тормоз при этом трогать не нужно. Для себя я это свойство переключателя выделяю скорее в плюс.
14.
15. С завода стоит гравийный руль 440 мм, флейр 20°, но в коробке имеется дополнительный эндуранс руль, флейр 7°. Рубашки тормозов спрятаны под обмотку.
16. Для туристического обвеса здесь предусмотрено по три бонки на каждой стороне вилки, три - на нижней трубе рамы сверху и две - снизу, две - на подседельной трубе, две - на верхней трубе рамы под сумку-бензобак, точки крепления для полноразмерных крыльев (в моём случае установлены крылья SKS Bluemells, до 42 мм) и багажника на заднем треугольнике, крепление для подножки в левом нижнем пере. Если велосипед загружен сумками, то подножка будет очень удобна на остановках; для комьютинга тоже пойдёт, но придётся поискать вариант с креплением под два болта. В моём случае стоит подножка от итальянского бренда Ursus, так что если вы продвинутый велосипедист или «грэвэлсакер» - можете смело орать «Позор, позор!». Вес велосипеда с крыльями и другим мелким обвесом без бутылки - 12 кг.
17. Стоковое седло на двухболтовом подседельном креплении получило название Ultimate, оно достаточно мягкое. На МТБ у меня стоит седло Prologo, оно гораздо жёстче. Логичнее было бы их поменять местами, но я, пожалуй, оставлю пока всё как есть.
18.
19. Тормоза Tektro MD-510 с креплением флэт маунт сзади и пост маунт спереди, роторы 160 мм, перспектива апгрейдов присутствует. В первую очередь, мягкие рубашки сразу идут под замену, потому что модуляция никакая; заодно и обмотку можете поменять.
20. Вилка выполнена из карбона, внутри она полая, предусмотрены крепления для крыльев или переднего багажника, по три бонки с каждой стороны для установки эникейджей или других аксессуаров. Как и у X11, на вилке установлена ось 12х100 мм.
21.
22. У «Атома» свои обода с высоким профилем, не пистонированные, под престу. Они подходят для бескамерной установки, но я пока что к этому не пришёл. С другой стороны, стоковые фолдинговые покрышки CST Pika 38C заточены только под камеру. Они в меру накатистые - больше подходят для грунтов, чем для асфальта. Внутренняя ширина обода - 21 мм, так что над вопросом, что сюда поставить, ещё стоит подумать. Втулки здесь насыпные, в перспективе можно их поменять.
23. К нам пришла местная кошечка.
24. Посидела на бауле.
25. И ушла пить из речки.
26. Асфальт испытали, траву-грунты испытали, дальше проедем небольшой лесной участок.
27.
28.
29. Попрыгали через высокие корни, велосипед хорошо проскакивает по узкой колее, колёса не сползают, грязные места объехали, приемлемо.
30.
31. В лесу под скальником сохранились строения заброшенного студенческого спортлагеря «Кедр», некогда принадлежавшего ИГУ. Год основания на здании столовой - 1968. На 1993 году, по-видимому, история лагеря заканчивается и начинается история чего-то другого. В годы юности Лодырь отдыхал здесь.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38. Слыхали про велосипед? Лодырь рассказал, как они в лагере резали шарик на ленточки, вставляли их между пальцами ног спящему и поджигали. Они горели и плавились, а потом жертва просыпалась и сразу начинала крутить педали!
39. Вход в погреб, вся подземка обрушилась.
40.
41. Домик начальника лагеря.
42.
43.
44. Ещё недолго наслаждаемся природой - и обратно. Но не через лес и поля, как по классике, а по трассе, с набором в Еловую гору.
45.
46.
47. Как удачно на подъезде к Мотам у Лодыря спустило колесо; возле дороги оказались старые ворота, и, пока он возится с заплатками, я могу разведать одну неприметную лесную чащу. Как выяснилось, это бывший лагерь «Космос». Вроде как, сейчас на территории реабилитируют наркозависимых, хотя я никого так и не встретил. Другой информации не нашлось, кроме той, что лагерь попал в чёрный список МЧС в 2007 году.
48.
49. Умывальник.
50. Корпус со спальнями.
51.
52.
53. Через реку брошены два мостка, второй оказался с управляемой дамбой, перекрывающей путь воды, - очень необычно.
54.
55. Шаманка двумя неделями позже. Золотую осень сменила медная. Шаманку можно назвать молодым селом, поскольку свой отсчёт она ведёт только с 1927 года. Основали её лесозаготовители, и даже много лет спустя тайга по-прежнему служила для местных жителей единственным источником дохода. Иркутский леспромхоз занимался заготовкой и обработкой древесины.
56.
57. Село расположено на обоих берегах Иркута, соединённых мостом для пешего перехода, а автотранспорт пользуется паромной переправой. Зимой, когда Иркут замерзает, функционирует её ледовый вариант.
58.
59. Скальник «33 богатыря».
60.
61.
62.
63.