Начинали писать про Шеклтона своими словами (ни в каких Википедиях такого, конечно, не прочитаете): сперва
здесь, потом
вот здесь. Теперь вот продолжаем, уже как бы со знанием дела и некотрых мест.
Если коротко, то Endurance, выйдя 5 декабря 1914 с Южной Георгии, встречает паковые льды севернее, чем даже в пессимистичеом прогнозе. Добраться до бухты Васель к Рождеству, как изначально планировалось, не вышло. 19 января корабль вмёрз в лёд. 24 февраля 1915 попытки освободиться были прекращены, машины остановлены, и Шеклтон отдал приказ о переходе из судового режима в режим дрейфующей зимовки. Надежда была на то, что по весне удастся продолжить путь по растаявшему морю.
Во время прохода свозь льды и дальнейшего великого стояния Фрэнк Хёрли сделал несколько своих впоследствии знаменитых кадров: отпечатки с некоторых из них и сейчас можно
заказать за разумные деньги. Особенно впечатляют ночные съёмки.
Льды между тем сжимали корпус: 24 октября обнаружена первая течь, и через пару дней стало ясно, что судно не спасти. Шеклтон приказал покинуть корабль. Всё, что можно было спасти, было перенесено на лёд. В точке примерно 69°05' южной широты и 51°30' западной долготы Endurance уходит на дно: эти кинокадры успел снять Фрэнк Хёрли.
О походе в сторону полюса речи больше нет: Шеклтон приказывает двигаться на север. Задача - спасти всех. Всё лишнее бросают: каждому позволено по паре фунтов личных вещей. Были частично брошены и уже отснятые фотопластинки.
Тронулись в путь. Собаки тянут сани с припасами и скарбом, а три шлюпки волоком тянут люди. В итоге, проходя по паре миль в день, они выходят на границу льда: собак застрелили и съели, сани бросили. Гребным порядком следуют в сторону острова Паулет (писали и про него), где оставлен склад провианта - но ветры и течения в итоге заставляют идти на остров Элефант alias Мордвинова. Там штормит, и приставать негде: пару дней три шлюпки мыкаются вокруг, пока не находят относительно пригодный для высадки участок, где и встают лагерем.
Это вроде бы твёрдая земля, но ещё не спасение. Шеклтон решает отправиться за помощью на Южную Георгию: ближе ничего нет, а пересечь пролив Дрейка в сторону Огненной Земли нереально. Фото, о котором уже
писали и которое
прикладывали к пейзажу, как раз показывает момент отхода.
И вот, собственно, кульмнация подвига: Шеклтон и ещё пятеро благодаря выдающейся навигации капитана Фрэнка Уорсли за пару недель доходят до Южной Георгии, где их накрывает чудовищный шторм. Они пристают с необитаемой южной стороны во фьорде Короля Хокона (там вообще много норвежских названий): двое из шести идти не могут, в итоге Шеклтон, капитан Уорсли и Том Крин за 36 часов пешком пересекают гористый остров (чего никто не делал ранее) и выходят на китобойную базу Стрёмнесс.
Дальше сплошной хэппиэнд. Наладили корабль, забрали троих с дургой строны Южной Георгии и потом с четвёртой попытки сняли с Элефанта остальных. Никто не погиб, хотя не обошлось без обморжений и отрезанных пальцев.