НА КРАЮ ГЕОГРАФИИ. ТИФИНАГ
Наше неспешное повествование выходит, наконец, за границы финикийского проекта, где еще обнаруживаются следы того, что мы ищем. На эту тему собран довольно обширный материал, но я решил ограничиться одной единственной историей. В ней сосредоточено то главное, что необходимо знать о реальных «выходах на поверхность» нашего героя - Изначального Узора.
Эта история переносит нас в Северную Африку и пустыню Сахара, где среди песков и камней еще можно встретить загадочные письмена, именуемые тифинаг или тифи. Рисунок 3.1.
Рис. 3.1. Письмена тифи в «интерьере» Сахары.
Вероятно, мало кто слышал это название, а между тем, язык и письменность тифинаг даже нельзя отнести к мертвым, подобно иным древним, языкам. Тифи жив до сих пор в традиции некоторых народов Магриба, в частности у берберов и туарегов.
Ученые считают тифинаг родственным древним ливийским, нумидийским и иберийским (протоиспанским) письменам, что не лишено основания. Количество похожих знаков в них действительно велико. Я не стану тут их показывать, информация без труда ищется в интернете. Замечу лишь, что перечисленные письмена были уже подвержены финикийскому влиянию. Вероятно, и тифи не избежал оного, но он однозначно является самым древним из своих родственников. Таблица на рисунке 3.2 показывает сразу несколько разновидностей тифи, известных под разными именами и имевших распространение в разных регионах Магриба.
Рис. 3.2. Разновидности Тифинаг.
Пояснения к таблице рисунка 3.2
В первой колонке представлена транскрипция, колонка 2 - триполитанское письмо, колонка 3 - феззанское письмо, колонка 4 - мавретанское письмо, колонка 5 - канарское письмо, колонка 6 сахарское письмо.
______________________________________________________________
Не нужно быть очень внимательным, чтоб увидеть насколько радикально тифи отличается от всех, известных широкому кругу читателей, письменных систем, в том числе и тех, что мы уже рассмотрели тут ранее. И, прежде всего - насколько тифи геометричен и тяготеет к квадратным формам. Кстати, рунологам тоже имеет смысл покопаться в этой таблице, там есть весточки и для них :)
А вот что пишет о тифи исследователь Анри Лот в своей книге «Туареги Ахаггара» Акценты для размышления поставлены мной.
«В различных диалектах тифинаг, будучи чисто фонетическим письмом, сильно меняется, что, конечно, не способствует укреплению языка. На нем пишут справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх, иногда даже по спирали; в нем нет ни знаков пунктуации, ни заглавных букв, ни вспомогательных значков, ни интервалов между словами и фразами, что сильно затрудняет чтение. Фактически тифинаг, по-видимому, никогда не служил для передачи длинных текстов; как правило, существующие представляют собой короткие послания, содержащие не более нескольких фраз. Весьма характерно, что у туарегов в их языке нет даже слова «писать», оно заимствовано из арабского.
Прямо как у Воланда: «...чего не хватишься, ничего нет?» :)
Вообще при таком суровом «диагнозе» уместно задать простой логический вопрос - а это точно письменность или её сделали таковой поздние потомки некоего древнего народа? А может её хотят представить как письменность, дабы не возникало лишних вопросов?
Далее Лот пишет:
Является ли тифинаг пережитком некогда широкоупотребительного алфавита, или же он никогда не был более развит, чем теперь? Отсутствие манускриптов и крупных древних надписей заставляет склониться в пользу второго предположения. Как заметил Аното, арабская и древнееврейская письменности долго оставались на своей начальной стадии (в какой находится сейчас тифинаг) и получили дальнейшее развитие, только когда возрастающее влияние религии повлекло за собой необходимость составления текстов. Если вспомнить, чем обязаны религии все языки, будь то древнеегипетский, халдейский, пунический, древние языки Китая, греческий, латинский и другие языки, то можно понять, почему ливийско-берберский язык остался на столь примитивной стадии...»
Помните о чем мы писали во второй главе, обсуждая историю иврита и арабского? Тут Лот пишет ровно о том же, но с противоположного «окопа». Правда, забывает отметить, что прежде чем писать длинные священные манускрипты, пришлось немного «оквадратиться»... Но мы ему это простим, ибо находясь в парадигме финикийской катастрофы, ничего иного написать автор не мог...
Забавно, что и другой
источник пишет о ливийских письменах буквально следующее:
«Крайне примитивная, геометрическая форма ливийских знаков позволила И. Гельбу поместить ливийские письмена в группу алфавитов, где «формы знаков изобретены произвольно»...»
Да, да! Крайне примитивная, геометрическая и, вестимо, изобретена произвольно... :)
Мне это напомнило шутку про забивание гвоздей ноутбуком... совершенно примитивный и не удобный молоток, однако :)
Ну а мы, следуя традиции, снимем геометрический отпечаток с нашего нынешнего героя. И еще раз подивиться уникальности тифи, сравнивая этот отпечаток с предыдущими... :) Рисунок 3.3.
Рис 3.3. Базовые формы, проявленные в Тифи
Итак, тифи уникален тем, что реализует все четыре(!!!) направления записи и чтения. Впечатляет? Утверждается, что ранее он еще имел круговую и спиралевидную форму записи. Правда сейчас, в процессе «возрождения традиций предков», его стараются упростить, перекорежить и сделать однозначным.
Кстати, интересный факт. С 1970 году, М. Каддафи (к слову, туарег из арабизированного племени аль-каддафа) наложил запрет на публичное использование тифинага, например, на рекламных щитах и логотипах. Тиран и деспот? А может просто покойный лидер Ливии знал о тифи несколько больше, чем известно из википедии и растиражированных научных трудов, и пытался препятствовать его десакрализации? Правда, после падения режима в 2011 году, новые власти намерены «легализовать» тифинаг и расширить сферы применения берберских языков.
Думаю, читатель не увидит в этом ничего удивительно. ТАКИЕ источники нужно «жечь напалмом» и хорошо бы руками самих неразумных носителей и, вестимо, под благовидным предлогом роста самосознания народа... Почему именно сейчас? Возможно, раньше до «диких кочевников» не доходили руки. Считалось что они давно «обарабились», приняли Ислам и арабское письмо. А письмена эти уже и читать никто не умеет. Кстати, Лот об этом тоже пишет, утверждая что большенство современных туарегов читают его с большим трудом или вовсе не читают.
А вот еще несколько фактов о тифи, добавляющих драматизма этому сюжету.
Есть данные, что тифи, помимо прочего, довольно изощренная сигнальная и даже навигационная система, причем не только в географическом, но и мистическом смысле. Об этом пока мы мало знаем, но есть шанс, что узнаем больше.
Далее, обращаю внимание читателя на первую букву алфавита тифинаг. Это Точка! Возьмем факт на заметку, а тут отметим, что это «семейная» особенность всех ливийских письмен! И особенность уникальная! Нам этот факт пригодится уже в следующей главе.
И еще один момент. Утверждается, что письменностью тифинаг в старину владели исключительно женщины. Возможно, еще и по этой причине, он сохранился до наших дней. Вот что пишет по этому поводу А.Ю. Низовский в своей книге «Загадки антропологии»:
Многие обычаи берберов уходят в глубь тысячелетий. В их числе - традиционно важное положение женщин в берберском обществе (впрочем, сегодня это зависит от того, в какой степени арабизирована та или иная берберская община). С этим, возможно, связана загадка так называемых ливийских амазонок, женщин-воительниц, по сообщениям античных авторов, живших некогда в Северной Африке. Название «амазонки» весьма созвучно самоназванию берберов - «amazigh». Известно, что около 700 года нашей эры, во время арабского завоевания Северной Африки, берберское сопротивление в одной из областей возглавляла женщина по имени Кахина, которая вела свое происхождение от цариц амазонок. На протяжении нескольких лет ей успешно удавалось противостоять арабам. Даже после исламского завоевания в берберском обществе сохранялось относительно равноправное положение женщин. В раннесредневековой «мавританской» Испании женщины имели доступ к высшему образованию, были женщины-адвокаты, женщины-профессора и даже женщины-врачи, что выглядит совершенно невозможным для мусульманского общества. Сегодня элементы этой традиции сохранились только среди самых изолированных берберских общин. Так, у туарегов женщины не только грамотны, но и являются хранительницами древнего берберского письма «тифинаг»
Ну и в продолжение этой темы - знаменитая фотография берберской красавицы с младенцем, которая рушит все наши представления об Африке! Рисунок 3.4.
Вот такая история!
Итак, в качестве вывода, мы должны отметить, что в лице письменности тифинаг мы имеем дело с весьма странным культурным явлением, загадочной древней традицией, которая не имеет аналогов в письменной истории, и традиция эта скорее узорная чем письменная. Впрочем, один аналог есть, и находится он у нас под боком, на территории Руси... Но об этом в свое время :)
Что-ж, иногда полезно взглянуть на предмет с другого ракурса или с другой логической точки. Если мы сделаем это по отношению к тифи, то увидим, что неудобство его как инструмента написания сакральных текстов, оборачивается его потрясающим «удобством» для сознания геометрических сакральных узоров.
Да, да, читатель, мы подошли уже очень близко!