Имя Учителя
В последнее десятилетие вдруг остро почувствовалось: в педагогике не осталось Имён. Или после ухода В.Матвеева и С.Соловейчика, открывших нам «Учителей-новаторов» (а как, кстати, назвать остальных? Учителя-консерваторы?..), некому назвать новые Имена?
Что значит Имя в педагогике? Приходит Человек, который своей собственной жизнью задаёт ориентир. Который может удержать ценность Образования и уже тем самым показать новые возможности развития. Не изощренной методикой удивить, не учеников дурных перехитрить, а удержать жизненную позицию.
Безымянное образование не имеет силы. Предельная ценность безликой школы - получение аттестата об очень-очень среднем образовании, сдача егэ-пропуска к карьерному росту.
Приходят устраиваться на работу две выпускницы педагогического института имени Герцена, Санкт-Петербург. Обе - с красными дипломами. Спрашиваю: "Чем увлекаетесь, что читаете?" Говорят: "Увлекаемся психологией". Уточняю: "Каких авторов читаете?" Девушки в смятении: "Авторов? Мы учебники читаем..." Не смогли назвать ни одного имени. Это лучшие студентки одного из лучших ВУЗов страны.
Если нет Имён - бал в их отсутствии правит Безликий Чиновник. Общество, позволившее себе безликое образование, быстро зайдёт в тупик. Безликое конвейерное образование - это шанс карьеристу отсидеться у кормушки. Это хороший подарок конкурентам и недругам России, ведь сознание такого качества отбрасывают нас в развитии на десятилетия назад. Это стремительная деградация массового сознания. Это снижение качества и продолжительности жизни.
Три Великих Имени удерживают Образование в России. Точнее, границы Образования сжались сегодня до небольшого пространства людей, знающих что несут своим коллегам и ученикам Виктор Фёдорович Шаталов, Шалва Александрович Амонашвили, Михаил Петрович Щетинин. Из всего потрясающего Мира, складывавшего новую Педагогику, гуманистическую Педагогику Сотрудничества, Педагогику Развития в 80-х - 90-х годах ХХ века, осталось три известных Человека, не отступивших, не забывших своего предназначения.
Конечно же, этот ряд хочется продолжить. Есть молодые и талантливые ребята. Есть - по слухам - некие чудом уцелевшие прекрасные Педагоги, успешно обучающие детей в глухих уголках России. Есть и конкурс «Учитель Года», есть и его победители, без сомнения все замечательные люди и толковые учителя. Но опросите на улице 1000 человек с просьбой назвать Имя Великого Педагога Современности. Имя, на которое готова равняться нация. Назовут ли кого из номинантов этого конкурса?
Кто вышел в лидеры известного конкурса «Имя России»? Поэты, писатели, политические деятели, военачальники, ученые. И - ни одного Учителя.
Когда-то С.Л.Соловейчик получил письмо от подростка: «Последний великий Педагог жил в начале ХХ века…». Желая искренне ответить на этот вопрос, писатель открыл для себя и для мира имя Сухомлинского. Но это произошло уже очень давно. Когда педагоги ещё были большими.
Итак, 2010 год объявлен Годом Учителя. Я мечтаю… Чтобы этот "год" не был превращен в шутовское шоу. Чтобы имена Учителей знала вся страна... Я мечтаю о России, в которой понятия Совесть, Мышление, Сознание, Честь, Душа, Знания вошли в обиход не ниже понятий "выгода", "прибыль", "достаток", мечтаю о России, в которой главными советниками Президента в 2010 году станут:
Виктор Фёдорович Шаталов
Михаил Петрович Щетинин
Шалва Александрович Амонашвили