Само слово «образование» может выступать либо в роли глагола (и тогда мы говорим о процессе складывания предстоящей перспективы или о проектировании шага развития общества), либо в роли существительного (и тогда мы описываем или создаём саму эту сферу). Здесь мы будем последовательно разворачивать оба значения, проектируя вначале образ будущего, а затем - задавая сферу образования в качестве ведущего метода формирования будущего.
Часть 1. Образование как глагол
Смена типов общества и типов образования.
Складывание-образование каждого типа общества происходит параллельно с формированием «обслуживающей» его системы образования.
Так возникало индустриальное общество, сформировавшее потребность в большом количестве технического персонала и инженеров. Эта потребность удовлетворялась соответствующей системой массовой подготовки. Обучение рабочих простейшим навыкам, таким как чтение, счет и письмо соответствовало требованиям начальной фазы индустриализации, но с приходом в производство сложной автоматики и новых форм организации бизнеса к системе подготовки были предъявлены совершенно новые требования. В результате сформировался новый класс профессионалов и специалистов, который выступил ядром другого общества - постиндустриального, где начал проявляться новый ресурс - информация и знание.
Так сложилось, что Россия зацепила лишь краешек постиндустриального общества, сохранив добывающий и обрабатывающий характер экономики (для сравнения: доля обрабатывающей промышленности в ВВП в США, Франции, Великобритании - около 12-13%, в Китае - около 32%, в России - около 66%). Похоже, мы пытаемся перешагнуть этот этап и сразу же впрыгиваем в информационное общество. Потеря любого этапа развития, в жизни человека или в жизни общества, не проходит без последствий. Но времени на прохождении ушедших в историю этапов никто не даст.
В каком обществе мы живём сегодня?
Авторы, склонные выделять в качестве ядра общества жизненные ценности, описывают его как общество всеобщего потребления. И в определённом смысле они правы - ведь и современная система массового обучения детей во всём мире всё дальше уходит от творчества и созидания и всё более напоминает транснациональную компанию по продаже образовательных услуг населению со всеми прилагающимися атрибутами, включая защиту прав потребителя. Действительно, семья, ученик выступают в этой системе в качестве потребителей услуг, а школа - как компания по продаже знаний, умений и навыков. Учитель всё более напоминает менеджера по продажам, а руководство образованием - топ-менеджеров, управляющих качеством процесса. Механизм контроля качества - ЕГЭ. А такие экзотические представления, что учитель должен приносить детям нечто разумное, доброе и вечное постепенно уходят в прошлое. На многочисленных родительских форумах уже пара лет обсуждается фраза, приписываемая министру образования Андрею Фурсенко, что сегодня перед школой стоит важнейшая задача - воспитание потребителя. Не уверен, что министр мог сказать такую глупость, но эта фраза реально отражает суть сегодняшней школы.
Авторы, склонные выделять в качестве ядра системы наступившую всеобщую комптютеризацию, изменившую стиль жизни многих миллионов людей, настаивают, что мы живём в информационном обществе, который пришел на смену постиндустриальному. Очевидно, что и эти авторы правы - достаточно взглянуть в концепцию «Современная школа». Одна из центральных идей этой концепции кратко выражается сформулированным там же принципом «Один ученик - один компьютер». Я думаю, тире в этом тезисе означает «это», или знак равенства.
В раннем индустриальном обществе ученик воспринимался как сосуд, который надо наполнить. В позднем индустриальном и постиндустриальном обществе все понимали, что ученик - это факел, который надо зажечь. Теперь же, в информационном обществе, ученик - это винчестер, который надо отформатировать, заполнить информацией и подключить к интернету. Эта задача современной системой псевдо-образования решена блестяще.
В преддверии будущего
Итак, всякий раз, появление нового общества предваряется появлением нового типа образования. В последние десятилетия (точнее - примерно с середины 70-х по середину 90-х гг ХХ в) появились принципиально новые типы образования, к сожалению не очень хорошо известные даже специалистам, определяющие вектор следующего шага развития общества. Это признак того, что мир стоит накануне сильного потрясения, связанного не с экономическими кризисами или угрозой мировой войны, а со сменой типа общества. Это новое общество можно было бы условно называть постинформационным, а по содержанию более правильное его название - общество образования.
Значительные группы людей уже давно перешли в предбанник постинформационного общества. Само предположение о том, что они принадлежат обществу всеобщего потребления, звучит для этих людей оскорбительно, то есть это уже вопрос ценностей и жизненного уклада, а не абстрактных теоретических построений. Носителей идеологии нового общества становится так много, что возникает вопрос - а когда же совершится этот прорыв, шаг в будущее? Ответ очевиден - для перехода необходимо предложить соответствующую новому мировоззрению модель системы образования.
часть 2