Неудачный брак по расчету

Sep 05, 2013 21:39


Виртуальная реальность. Похоже, что с развитием современных компьютерных и информационных технологий наша власть старается жить все больше в этой самой виртуальной реальности, старательно ограждая себя от всего того, что происходит вокруг в реальной жизни. Если следить за развитием событий лишь по картинке на телеэкране, то создается впечатление, что мужественная команда «младореформаторов» уверенно ведет нашу страны сквозь бурю мирового кризиса к успеху и процветанию. На практике же получается, что многие из проблем, которые традиционно принято относить на счет этого самого кризиса. Создаются руками и при непосредственном участии самой власти в стране. И ситуация вокруг шахты Мария-Глубокая как раз и демонстрирует последствия того, что часто государственные решения принимаются без учета реальной ситуации в стране.


Тема « угольной приватизации» давно не сходит со страниц газет и экранов ТВ. Поначалу ее преподносили как панацею для развития отрасли. Затем за счет ее планировали уменьшить расходы бюджета на поддержку государственных шахт. Ведь только в этом году при первоначальной сумме госдотаций в 10 млрд. грн. парламент (с подачи Кабмина) уже увеличил ее еще на 6 млрд. Последним аргументом в пользу окончательной приватизации шахт стал девиз: « Заменим газ углем». (По мере роста тарифов на природный газ, импортируемый из России, власть решила расширить сферы и объемы потребления украинского угля). Однако все эти аргументы срабатывали ровно до прошлого года.
Вначале украинская энергетика и промышленность успевали поглощать весь объем угля, который во все большем количестве добывали шахтеры. Однако затем сработал закон превышения предложения над спросом: стимулируя добычу угля дотациями и «льготной» распродажей шахт правительство не побеспокоилось о том, что с этим углем делать. Возник эффект перепроизводства.

«Масла в огонь» угольных проблем в Украине добавил и «сланцевый газ». Стремительный рост его добычи в США вынудил местные компании снизить цену и увеличить его экспорт в страны Евросоюза. Ценовой обвал сделал украинский уголь в Европе нерентабельным, а потребление внутри страны не смогло поглотить весь объем угледобычи. В этом случае государственным шахтам повезло. В то время как себестоимость угледобычи была втрое выше продажной цены, государство компенсировало госшахтам все потери. Частные предприятия были лишены такой возможности и оказались нерентабельными. Таким образом власть в реальности постаралась отбить всякую охоту у будущих претендентов поучаствовать в скупке украинского углепрома, искусственно создав для отрасли ситуацию недобросовестной конкуренции между частным и государственным капиталом. Именно по этой причине канадские инвесторы отказались от использования нескольких угольных активов в Украине. И теперь компания-оператор Интер-инвест уголь решила передать луганскую шахту Мария Глубокая в государственную собственность. 31 августа компания и представительство Фонда госимущества в Луганской области подписали договор о разрыве соответствующего арендного соглашения.
Несмотря на то, что на шахте добывают дефицитный в Украине коксующийся уголь (с содержанием серы до 2,5%) дальнейшая судьба этого предприятия все так же туманна.

Теоретически покупкой такого актива могли заинтересоваться отечественные металлургические холдинги, которые после введения
ограничительных квот на ввоз импортного качественного топлива, могут испытывать его дефицит или страдать от неоправданного роста внутренних цен. Однако еще накануне приватизации Марии-Глубокой представителем канадского капитала - Интер-инвест углем - от шахты отказался Мариупольский МК им. Ильича. После вхождения в структуру Метинвеста, меткомбинат получил доступ к продукции Краснодонугля или от американского угледобывающего предприятия группы. К тому же добыча угля на шахте упала до такого низкого уровня, что любое дальнейшее сотрудничество с ней в Мариуполе посчитали не целесообразным.

Буквально накануне расставания с Марией канадцы пытались продать шахту Индустриальному союзу Донбасса. Но там решили, что получать более качественный уголь из России будет выгоднее, чем ввязываться в операцию по спасению луганской шахты и брать на себя миллионные обязательства по выплате зарплатных долгов шахтерам.
Пример  этой луганской шахтой лишний раз доказывает, что ратуя за приватизацию шахт и дальнейший рост угледобычи, правительство и президент совсем не задумываются о последствиях своих решений. Возможно в юные годы им всем крепко вбили в сознание известную фразу Наполеона Бонапарта: «Главное - ввязаться в бой, а там посмотрим»! Действительно, руководствуясь этими словами, он стал великим полководцем и властителем Европы. Но если бы Азаров с Януковичем более детально изучали историю, то знали бы, что свои дни покоритель мира закончил в изгнании и заточении. Или их такая перспектива не пугает?

Янукович, east coal, Метинвест, Кабмин, Интер-инвест уголь, ММК им. Ильича, уголь, ИСД, квоты

Previous post Next post
Up