Не стоит сразу же кивать на Гаранта прав, свобод и того, что осталось от Конституции! Он-то себя обеспечил давно. Правда неизвестно, надолго ли? Но это тема для другого рассказа. Поговорим о младшем, вернее, старшем сыне. По аналогии с Россией и спортом. Если во времена Ельцина все увлекались теннисом, а при Путине - дзюдо, то в Украине вскоре может пойти мода на стоматологов. Ведь какой пример перед глазами! Буквально за пару-тройку лет один неприметный врачеватель зубов ворвался в десятку богатейших людей страны, а там и до лидерства в рейтинге рукой подать. Ведь пока все для одного стоматолога в стране складывается самым благоприятным способом. Но начнем издалека, вернее, из глубины.
Да, мы бываем в крупном барыше,
Но роем глубже: голод - ненасытен.
Порой копаться в собственной душе
Мы забываем, роясь в антраците.
Владимир Высоцкий, 1970 г.
О том, что добытчики угля бывают в крупном барыше, сомневаться не приходится. Любая из частных компаний, владеющая угольными активами в Украине, еще не обанкротилась. Правда это правило не распространяется на государственные предприятия. 80% таковых не покрывают за счет угледобычи даже собственных затрат. А потому ежегодно в благословенный шахтерский край зарываются миллиарды государственных дотаций. Только в этом году таковых уже набралось до десятка. А на будущий год планируют поднять планку до 13 млрд. грн. несогласные могут возразить, что и угледобыча-то растет из года в год. Растет, но не на госструктурах! Из всем 153 действующих в стране шахт, больше половину угля добывают на 47 частных.
Более того, правительству выгодно подобное положение вещей. Власти идут на фантастические расходы, прикрываясь лозунгом о спасении отрасли, стабилизации социальной обстановки в угледобывающих регионах и удержании местного электората в орбите влияния. Директорам госшахт также выгодно декларировать убыточность ради бюджетных вливаний, которые частично позволяют безбедно существовать им самим, да и перенаправлять часть госдотаций «нужным» людям там, наверху. Только таким образом можно объяснить тот цирк, который разворачивается вокруг приватизации оставшихся шахт. Еще в начале года председатель ФГИ Николай Рябченко прогнозировал, что до конца года большая часть угольных предприятий сменит владельца. Под эту затею оперативно приняли законы об особенностях приватизации или передаче в долгосрочную аренду (концессию) госшахт. Тогда же был обнародован и список возможных «кандидатов на продажу». Причем, цена была названа вполне приемлемая: 1 грн в случае продажи особо непривлекательных предприятий, или мифические обещания инвестиций в случае концессии. Да видно к концу лета спохватились! Ведь если все распродать или раздать даром, придется перекрыть краник госдотаций! И приватизацию решили отсрочить до 2015 года. Это если за три года, да по десятку миллиардов?… В общем, должно хватить на всех… Приближенных.
По крайней мере, сложно логически объяснить два факта: Янукович Александр год назад регистрирует в Женеве швейцарскую компанию MAKO Trading SA, которая экспортером угля и антрацита из Украины. И это при том, что официально сам Стоматолог не владеет ни одной из шахт напрямую. А его отец, Янукович Виктор, который по совместительству - президент, заявляет о том, что «цены, которые нам предлагают наши иностранные партнеры, не соответствуют нашим интересам. Они убыточные для нас». В то время как главный спонсор его партии, Ахметов Ринат, владея крупнейшими концернами в металлургии и электроэнергетике страны - Метинвест и ДТЭК, активнейшим образом продает отечественный «убыточный» уголь в Африку, Азию, Европу и даже Россию, где и своего-то угля достаточно. Хотя Януковичу конкурировать со структурами Ахметова на равных сразу не получится. Заставить его самого покупать больше, чем те 1,5 млн. тон угля, который в этом году Метинвест наравне с прочими металлургическими гигантами уже приобрел у государственных шахт, не получится. Выход нашли достаточно быстро. Янукович-старший заявил о начале строительства заводов по газификации угля в 2013 году, поскольку в стране неожиданно нашлось 3 млн. «лишних» тон. «Всего в Украине будет построено 5 заводов, 2 из которых - на Луганщине. Принято решение выделить на строительство 3,5 млрд. грн. Все документы уже оформлены». Вот так. 10 млрд. грн. из бюджета на обычные дотации, 2 млрд. дополнительно отобрали у Нефтегаза Украины, еще 3,5 млрд. грн - для постройки заводов по газификации на случай, если у сына с продажей угля в Европе поначалу не заладится. Чего не сделаешь ради любимой кровинушки? Даже за счет государства.
А тем временем основной поставщик валюты в страну, металлургическая отрасль, осталась во время кризиса без какой-нибудь ощутимой поддержки государства. Большинство предприятий работают убыточно, общая загрузка мощностей не превышает 70%. Производство стали в Украине в 2011 году сократилось на 7,5 млн. тонн, или на 18% по сравнению с докризисным 2007 годом, при этом экспорт металлопродукции упал на 30%.
Снижение производства металла в стране неизбежно отразится на сокращении экспорта, доходов бюджета. Да вот беда! У Александра Януковича нет интереса в металлургии, поэтому ничего хорошего сталеварам не светит ближайшие несколько лет. По крайней мере, до следующих президентских выборов.