По мере того, как ручеек бюджетных поступлений постепенно иссякает, власть пытается найти новые источники доходов. Если ранее под раздачу попал малый и средний бизнес, а затем - бюджетная сфера, то теперь руки налоговиков дотянулись и до крупного капитала. Понимая, что собственно «голыми руками» обладателей многих и многих «заводов, газет, пароходов» к стенке не прижать, Миндоходов решила запастись надежным законодательным тылом. Так на свет появился проект закона о трансфертном налогообложении. Суть его туманна, точно так же как и выгода - не очевидна. Тем не менее, утверждение законопроекта Кабмином и успешное первое рассмотрение в Раде уже можно считать убедительной победой налоговиков в битве за кипрские миллиарды. Теперь настала очередь ответного удара от крупного бизнеса. И на чьей стороне будет победа в этой налоговой войне пока непонятно.
![](http://ic.pics.livejournal.com/anry_sokolov/51549703/50182/50182_300.jpg)
Основная цель любого трансфертного ценообразования - создать условия, чтобы при внешнеторговых операциях прибыль оставалась в той стране, где она зарабатывается. В нашей стране уже более десяти лет как введена обязанность определять базу для налога на прибыль и НДС, исходя из рыночных цен. А с этого года правовое регулирование этого вопроса отвечает международным правилам, предлагаемым в Руководстве по трансфертному ценообразованию ОЭСР. Но многие прежние нормы были слишком размыты и неконкретны, поэтому добросовестные налогоплательщики страдали от неопределенности, недобросовестные - такой неопределенностью пользовались, а контролирующие органы принимали решения на свое усмотрение (или выгоду). Новый законопроект, прошедший первое направленный Кабмином в Раду и уже прошедший первое чтение, должен был упорядочить многие моменты и стать барьером на пути вывода украинских капиталов в оффшоры. Однако, все эта эпопея с разработкой и принятием трансфертного закона все больше напоминает банальный торг между налоговиками и крупным бизнесом.
С одной стороны законопроект не лишен некоторых положительных моментов. Прежде всего, он устанавливает «нижний барьер» для подконтрольных операций - 50 млн. грн и выше на протяжении года. «Компромиссная» отметка должна обрадовать мелких экспортеров, ведь ранее налоговая планировала установить контрольный рубеж на 10 млн. грн. годовых операций. А вот отраслевая ассоциация металлургов, с подачи владельцев крупных холдингов, предлагала на начальном этапе установить рубеж на 500 млн. И даже сейчас, когда законопроект готовится ко второму чтению, выдвигаются идеи об ограничения сферы действия закона в отношении операций на сумму 200 млн. грн год.
Экспортную стоимость продукции компании теперь должны будут обосновать с предоставлением налоговикам всего пакета первичных документов. Но в этом вопросе еще возможен компромисс, и данные обязательства будут не повсеместными, а по требованию контрольных органов. Да и обосновывать «рыночность» заложенных в контрактах цен будет проще, поскольку законопроект предусматривает несколько источников информации, в том числе международных, и пять методов для их расчета. А если в расчетах будет допущена ошибка, или перечень поданных документов будет не столь исчерпывающим (как того захочется налоговым органам), то такой экспортер рискует лишиться 5% от стоимости сделки.
Для крупных предприятий есть еще несколько «подводных камней». С одной стороны, налоговая готова отсрочить введение норм закона на 5 лет, для того, чтобы крупный бизнес «адаптировался» к нововведению. Однако на этот период Кабинет министров оставляет за собой право самому решать, какими должны быть
цены на продукцию предприятий сельского хозяйства, химической и металлургической промышленности, которые в прошлогом году и так понесли большие финансовые потери. И предприятия этих отраслей свои продажи должны осуществлять в пределах 5% ценового коридора под угрозой применения штрафных санкций. Кроме того, налоговая служба планирует взять под свой контроль и сделки внутри страны, что добавит проблем крупным, вертикально-интегрированным холдингам. Слишком жестким условием является норма, что под трансфертное регулирование подпадают все операции с фирмами, даже несвязанными с поставщиком, которые находятся в странах со ставкой налогообложения менее 11%.
![](http://ic.pics.livejournal.com/anry_sokolov/51549703/50813/50813_300.jpg)
Решимость, с которой Миндоходов и сборов стремится протащить через Раду «удобный» для себя вариант закона, оказалась сильнее, чем объединенные потуги всех олигархов страны противостоять напору Клименка. Окончательно «попрощавшись» с оффшорным налоговым раем, крупные промышленники попробовали отвоевать кусочек жизненного «бизнес-пространства» в самой стране. Поскольку контроль над операциями внутри холдингов теперь позволяет отслеживать (и штрафовать!) любые колебания рентабельности поставок, крупный капитал руками близких депутатов внес законопроект о введении консолидированного налога на прибыль для финансово-промышленных групп.
Если идея размена «трансферта» на «корпоративный» пройдет, то крупный бизнес сможет платить налоги от одного лица, а не с каждого предприятия в отдельности, а сделки внутри такой группы не смогут контролировать налоговики. Но и в этом законопроекте заложены нормы, благодаря которым он станет привилегией «для избранных».
Консолидированной будет считаться группа налогоплательщиков, где один из участников владеет не менее 50% капитала других предприятиях группы. Компании из такой группы должны за год до регистрации заплатить не менее 100 млн. грн. налога на прибыль и объем выручки от реализации должен составить не менее 1 млрд. грн. «Консолидированные» предприятия также не могут находиться в процессе ликвидации или слияния, быть неприбыльными организацией или пользоваться специальными налоговыми режимами. Сейчас под эти параметры подпадают около 16 финансово-промышленных групп: Group DF, Метинвест, ДТЭК, Интерпайп, Континиум, Приват, ИСД. Кроме того, у таких групп, как Метинвест и ИСД многие промышленные активы разбросаны по всей Европе и позволяют продать туда украинский металл, минуя таможенные пошлины и антидемпинговое законодательство. И потому сама идея о консолидированной налоговой группе уменьшит для них административные затраты и упростит «общение» с налоговыми органами после введения в действие «трансфертных норм». А что это даст стране?
![](http://ic.pics.livejournal.com/anry_sokolov/51549703/50658/50658_300.jpg)
Прежде всего, есть определенные сомнения в эффективности трансфертного закона. За весь прошлый год в стране было лишь 130 операций на сумму свыше 50 млн. грн. Да и сами налоговики косвенно подтвердили отсутствие больших планов в отношении будущих сборов. Если еще
осенью прошлого года планируемый рост поступлений бюджет от трансфертных сборов оценивался налоговой на уровне 20 млрд. грн год., то впоследствии «планка упала» на уровень 0,5 млрд. грн. с «перспективой роста» до 1 млрд. грн. в будущем году.
Консолидация налогов для крупного бизнеса в целом для страны тоже вещь малоприятная. Отечественные «акулы бизнеса», причем - крупного бизнеса!, таким способом стремятся минимизировать свои будущие потери от трансфертных поборов. Основное бремя налогов сразу же перенесется на экспортеров «среднего калибра» и небольших предприятий, завязанных в единый технологический процесс, но разбросанных территориально. Достанется и местным бюджетам. Холдингу будет выгодно и удобно рассчитываться с бюджетом на уровне Киева. И по всем налоговым сборам - чуть ли не одной платежкой. А от местные власти при этом могут лишиться значительной части бюджетных поступлений от подоходного налога с работников местных заводов и компаний, экологического сбора, платы за землю и т.д. Если же местные налоги и далее каждым предприятием будут платиться на местах, а
налог на прибыль и НДС - централизовано, то это внесет такую путаницу в платежи и бухучет, что навести затем порядок в такой паутине платежей, обязательств и налоговых кредитов не сможет самый гениальный бухгалтер. Впрочем, поскольку сам Клименко к таковым не относиться, на подобные мелочи он внимания, скорее всего не обращает. Когда «рубят лес» налогов крупного экспорта, на «щепки», типа доходов местных бюджетов, уже не смотрят.