Удар из-за угля стоимостью в $5 млрд.

Apr 25, 2013 18:14


Как только в Киеве «аукнулись» по поводу введения квот на уголь и кокс, тут же «откликнулись» в Москве. Пока что свои опасения Кремль высказал устами замминистра энергетики РФ. Ну это и понятно. Негоже Путину или даже Медведеву говорить на весь мир, что фокусы «младшей сестры» Украины грозят большими осложнениями Великой России. Но первый тревожный звоночек уже прозвучал. Похоже, что своими попытками спасти от затоваривания государственные шахты (большая часть которых давно перешла под контроль Семьи президента) сам Великий и Могучий Я. нажил себе врагов не только в лице родных металлургических олигархов, но и среди небожителей из Кремля.


За три дня до того, как постановление о введении квот на ввоз коксующегося угля в Украину вступит в силу, Минэнерго России высказало опасения, что "фокусы" Киева создают дополнительные риски и сложности для российских производителей коксующегося угля. Ведь им теперь в пожарном порядке придется искать новые рынки для сбыта угольной продукции и кокса. А это, в условиях и без того низкого спроса эту продукцию, представляется весьма непростой задачей. В принципе, 7 млн. тонн «освободившегося» угля и кокса готов выкупить Китай. Но поставки на Восток потребуют больших транспортных затрат и ограничены пропускной способностью сибирских железнодорожных магистралей. Да и к тому же китайцы, на примере неудавшихся поставок российского газа, доказали, что способны сбивать цену до неприличия в условиях, когда у русских не остается альтернативных каналов сбыта.

Не меньшие проблемы возникают и у отечественных металлургов. Одним из крупнейших импортеров российского угля в Украину был холдинг Евраз Абрамовича, который в Украине владеет Днепропетровским и Днепродзержинским коксохимическими заводами, а также Днепропетровским металлургическим заводом им. Петровского. Тут совсем недавно начали готовиться к внедрению технологии пылеугольного топлива (ПУТ) в доменном производстве и снижения поставок российского газа. Теперь эти планы под большим сомнением, и даже если они будут реализованы, то реальная польза от инвестиций окажется значительно ниже ожидаемой.

Точно в такой же ситуации оказались и другие предприятия, внедрившие у себя ПУТ. Таких пока в стране не так много: Алчевский МК, Запорожсталь, Мариупольский МК имени Ильича. Но их примеру готовятся последовать на Азовстали и Енакиевском МЗ, на меткомбинате АрселорМиттал Кривой Рог.
Отдельную группу риска составляют металлургические холдинги, которые сами владеют угольными активами за границей. Метинвест, для того, чтобы снабжать свои предприятия качественным сырьем, купил в США компанию United Coal, которая ведет добычу угля открытым способом и затем возит этот «американский» уголь в Украину. Комбинат Донецксталь также несколько лет получает уголь от  собственной компании Заречная в Кемеровской области, которая в минувшем году добыла 10 млн. т. и входит в пятерку крупнейших экспортеров твердого топлива из России. Комбинат АрселорМиттал Кривой Рог стабильно получает более 80% нужного угля из Казахстана или импортирует готовый французский кокс от других предприятий мирового холдинга. После введения квотного барьера эти предприятия теперь не смогут везти в нашу страну свое собственное сырье.
Установленная квота в 10,2 млн. т. на треть меньше того объема, который нужен коксохимическим заводам и меткомбинатам.
Полноценно заменить его местным продуктом также сложно: во времена Союза многие агрегаты в Украине изначально создавались под коксующийся уголь Кузбасса и не смогут работать на низкокачественном украинском топливе. К тому же цена местного угля зачастую является неадекватной рыночной ситуации. Метинвесту добыча и доставка американского угля стоит дешевле покупки коксующегося угля местных шахт. По прогнозу ассоциации Укркокс запрет на ввоз импортного топлива неизбежно повысит цены на уголь. Себестоимость кокса при использовании отечественного угля вырастет на 70-80% за тонну. Впоследствии это негативно скажется и на себестоимости выплавки стали. Поэтому, металлургические и коксохимические комбинаты уже вскоре сократят объемы выплавки чугуна, чем согласятся на закупку дорогого и низкокачественного украинского угля. А ведь металл, даже после падения его производства в стране, остается главным экспортным товаром Украины.
Вероятнее всего, квотирование импорта имеет целью не столько ограничить ввоз этого продукта в страну, сколько выдает желание центральной власти в ручном режиме манипулировать рынком, емкость которого в денежном выражении измеряется пятью миллиардами долларов. Но стоит ли ради этого вынуждать десятки металлургических заводов страны к свертыванию производства?

Енакиевский МЗ, ПУТ, Запорожсталь, Укркокс, Алчевский МК, АрселорМиттал Кривой Рог, Донецксталь, кокс, Россия, Евраз, united coal, уголь, ММК им. Ильича, Азовсталь, квоты

Previous post Next post
Up