Примерно такой фразой из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» можно описать, как наша власть стремится «развивать» угольную промышленность страны. Примерно понятен будет и ответ на поставленный в заголовке поста вопрос: «Во всяком случае, не мы». Но от ясного понимания всего происходящего вокруг легче почему-то не становится. Ведь с каждым днем все больше понимаешь, что «дерибан», каким бы жаргонным не было это слово, отныне становится неотъемлемой частью большой государственной политики.
Впрочем, на публику все подается в самом изысканном виде. Фабула проста и понятна. Российский газ все дорожает и оплачивать его нечем. Есть отечественный уголь и им можно заменить все. Чем больше денег дадим шахтерам, тем больше они добудут угля и будет всем счастье. Осталось лишь реализовать описанные мысли в реальной жизни. Только в прошлом году Украина, для повышения собственной энергонезависимости увеличила добычу угля на 4,8% - до 86 млн. т. При этом добыча энергетического угля выросла на 7% - до 61,3 млн. т. И в будущем страна продолжит наращивать его добычу, так как по мнению президента страны, потребность в нем оценивается в 100-105 млн. т. ежегодно. Уже в этом году планируется завершить строительство новой шахты Нововолынская №10. Нынешний глава государства может себе позволить такие опрометчивые заявления. К этому обязывает как его происхождение из самого сердца шахтерского края, так и то, что основная часть его электората проживает в краю шахт, терриконов и доменных печей.
Однако, что делать с таким количеством черного золота? Отечественные ТЭС обеспечены запасами угля полностью. На складах электростанций скопилось 5,8 млн. т излишнего топлива. Еще 1,33 млн. т. угля лежит на складах госшахт и обогатительных фабрик. Экспорт украинского угля, точно так же как и более широкое его применение в металлургии сдерживают низкие качественные характеристики угля. В нем очень много серы (3,5%), поэтому кокс из него получается слишком расходный, нуждающийся в дополнительной десульфации. К тому же уголь отечественной добычи содержит почти 23% окиси железа, тогда как привозной - лишь 3-5%. Поэтому
сталеварам выгоднее использовать импортный качественный уголь, поставки которого в страну превысили 14 млн. т. только в прошлом году. В августе прошлого года правительству еще удалось пристроить 400 тыс. т. лишнего угля. 50 тыс. т угля приобрел Метинвест, 40 тыс. т - АрселорМиттал Кривой Рог, и 200 тыс. т достались группе трейдеров. Однако сегодня
ситуация и в металлургии и на угольном рынке разительно отличается от прошлогодней. ГМК уже не способен полностью оплачивать все прихоти власти. Поэтому приходится платить из бюджета. Государство в прошлом году предоставило 13.5 млрд. грн. дотаций углепрому, при том, что выручякап от его реализации составила 19 млрд. Практически половина стоимости каждой тонны угля госшахт оплачена деньгами налогоплательщиков! В этом году сумма выплат может быть еще больше. Проблемы со сбытом продукции привели к существенному уменьшению угледобычи в январе - на 6,7% (по сравнению с январем 2012 года). При этом государственные угледобывающие предприятия сократили объем добытой продукции больше - на 12,4%. Фактическая себестоимость угледобычи выросла на 21% (к аналогичному периоду 2012), его средняя цена реализации снизилась на 27%. Если чуда не произойдет, то и в этом году каждый украинец должен будет снова заплатить за добычу никому не нужного угля! Но уже совсем по другим тарифам!