Впрочем, у каждой из этих странностей есть вполне резонное и логичное объяснение. Для того чтобы разобраться, почему в нашей стране так жить … не скажу что плохо, скорее - некомфортно, необходимо лишь понять истинную природу вещей. Зачастую, правда о том, почему же мы так бедны, лежит на поверхности. Нужно лишь сопоставить некоторые цифры и найти ответ на вопрос: Кому все это безобразие в стране выгодно?
С началом года все острее встал вопрос обеспеченности отечественного ГМК качественным коксом. Повышение качества продукции, снижение энергоемкости, замещение в процессе выплавки металла импортного природного газа - факторов, которые формируют рост спроса на кокс и коксующийся уголь вполне достаточно. На этот год эксперты даже прогнозируют, что
потребности украинских сталеваров в коксе и угле для его производства вырастут еще на полмиллиона тонн и составят больше 11 млн. т. И вдруг в первый же месяц года статистика показала, что экспорт кокса из страны вырос на 23,3%! Неужели наш кокс так уж не нужен нашим же металлургам? Так нет! В том же январе в Украину было завезено на 77,5% импортного кокса больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объемы экспорта-импорта также оказались вполне сопоставимы: 171,5 тыс. т. кокса вывезли из страны, 119,9 тыс. т. - ввезли. Разница есть, но не очень существенная. А вот в прошлом году все было совсем по-иному. Объемы экспорта кокса составили 2 млн. 576,740 тыс. т., импорта - всего 500, 8 тыс. т. Пятикратное превышение экспорта над импортом. Ситуация также не совсем логичная. Добыча коксующегося угля в стране упала на 0,8%.
Добиться прироста удалось лишь Метинвесту, да и то всего на 3%. Дефицит коксующегося угля на рынке Украины достигает 41% всего объема. Годовой выпуск кокса в стране упал на 3% - до уровня 18,931 млн. т. И тут такая динамика вывоза этого дефицитного товара за границу. Так вот, интересное начинается, когда сравниваются показатели не только вывоза-ввоза, но и доходности подобных операций. И тут понимаешь, что для украинской реальности обычные законы макроэкономики не годятся.
Если экспорт кокса в стране в январе вырос на 23,3%, то выручка от его продажи - упала на 12,4% - до $38,942 млн. Импорт кокса в январе также вырос на 77,5%, а стоимость его оплаты также увеличилась - на 29,6%, до $30,824 млн. Простым делением цены экспорта/импорта на объем приходим к неутешительному выводу: средняя цена экспорта составила $227,13, а стоимость тонны импортного кокса - $257,07! Почти $30 наша страна теряла на каждой тонне кокса, пересекающего границы нашей Родины по пути в Индию, Россию и Иран! А главным экспортером названа Группа Донецксталь, подконтрольная российскому бизнесмену украинского происхождения Виктору Нусенкису.
Но подобная ситуация продлиться еще совсем недолго! После введения в действие закона о трансферном ценообразовании, все поставки по заниженным ценам через оффшоры будут перекрыты.
Когда привлекательность операций с выводом капиталов за рубеж перестанет быть настолько привлекательной с точки прироста капитала, весь дефицитный кокс будет оставаться в стране. Потому что он тут действительно нужен!