Иногда наше правительство искренне хочется пожалеть. Как почитаешь сводки с полей битвы за бюджет и госфинансы, так прямо слезы на глаза наворачиваются! И как тут не вспомнить название романа классика русской литературы Николая Чернышевского: Что делать? Потому как вопрос: Кто виноват?, уже относится к разряду риторических.
Невыполненный бюджет, падение экспортной выручки, рост импорта, сокращение валютных резервов, стагнация экономики и латентное обнищание населения, которое пытаются приукрасить нулевой инфляцией. При таком наборе симптомов любая экономика может быть признана потенциальным пациентом реанимационного отделения. Да вот только сами реаниматологи на вялотекущем консилиуме все никак не определятся с листом назначений. То ль инвестиционные стимуляторы приписать, то ли гомеопатию поддержки внутреннего рынка применить. Судя по симптоматике болезни, до применения более действенных препаратов спасти пациента от агонии могут только внутривенные инъекции финансовых заимствований. Вот только чей физраствор взять: Made in EU или все же Сделано в России?
В 2013 году общая сумма долга, подлежащая погашению из госбюджета приближается к $9 млрд., две трети из которых нужно будет отдать МВФ. Валютные резервы НБУ такой нагрузки уже не потянут. Притока валюты в страну нет. Инвестировать уже боятся, покупать наши товары тоже не спешат. А если все же рискуют, то безбожно сбивают цену. В черной металлургии потеря валютной выручки за весь прошлый год составила 17%. Только в декабре поступления от экспортной продажи черных металлов упали на $0,5 млрд. (в сравнении с декабрем 2011 года). При этом и доля продукции черной металлургии в общей структуре внешней торговли страны снизилась до 22,32%, хотя годом ранее составляла практически треть - 27,04%.
Для латания бюджетных дыр и обеспечения валютных выплат правительству срочно нужны деньги. И большие. Свою помощь предлагает Кремль, агитируя Украину присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруси и Казахстана. Но в Киеве отчетливо понимают, что за подешевевший газ придется расплачиваться вдвое большими ставками на весь остальной импорт (который не всегда можно заменить отечественными или российскими товарами). Но и это не так печально. Хуже то, что обладая большим политическим весом в новосозданном экономическом союзе, Москва возьмет под свой контроль большую часть выросших таможенных сборов, а со временем и вовсе отстранит от рычагов управления украинской экономикой тот режим, который у власти сейчас. А это уже личное! Частью суверенитета еще как-то можно пожертвовать, а вот своей собственностью и властью - уже нет!
Остается вариант дружбы с Евросоюзом и МВФ. Этот путь тоже не так плох, в Европу уходит почти четверть нашего экспорта. И большая часть неэнергетического импорта тоже идет оттуда. А если альтернативные пути газоснабжения страны получат дальнейшее развитие, то и от монополии Газпрома можно уйти. Но дружба с Европой - это брак по расчету. Брюсселю все равно, кто у власти. Лишь бы эта власть вела себя в соответствии с евростандартами в политике и экономике. Не арестовывала политических оппонентов и не считала госбюджет своим избирательным фондом.
Первый вице-премьер-министр все еще надеется, что Украина сможет договориться с Международным валютным фондом о получении нового кредита stand-by в объеме $15,4 млрд. Этих денег было бы достаточно, чтобы рассрочить погашение текущего долга и продержаться до стабилизации внешних рынков и первых признаков оживления национальной экономики. Но чтобы получить столь солидный денежный куш правительству Азарова придется пойти дальше по непопулярному пути сокращения госрасходов. Часть уступок Киев уже сделал: украинские власти осуществили параметрическую пенсионную реформу. В то же время некоторые пункты условий программы МВФ 2010 года вызывают устойчивую реакцию неприятия у нынешнего режима. Камнем преткновения стали, прежде всего, критические меры по стабилизации газового сектора и повышение коммунальных тарифов для населения.
Собственно обе эти проблемы взаимосвязаны. Наведение порядка в газовой отрасли позволит избежать чрезмерного повышения тарифов. Точно так же, как и рост уровня расчетов за энергоносители исключит нефтегазовый комплекс страны из списка хронических реципиентов бюджетной поддержки. Определенные подвижки есть и тут. Структура тарифов на газ и электроэнергию за последние годы видоизменилась. Теперь богатые платят за бедных. Но вот результата от этого - ноль целых, ноль десятых. Структура расчетов изменилась всего на несколько процентных пунктов. Более ощутимой оказалась помощь металлургических предприятий страны: за прошлый год газопотребление в отрасли упало на 25%. В частности снижение обусловлено не только общим падением производства металла в стране (-6,9% к итогам 2011 года), а прежде всего переходу на использование пылеугольного топлива взамен импортного газа. В частности к 2014 году такую технологию планирует внедрить Метинвест на всех своих комбинатах, снизив объемы газопотребления практически втрое. А ведь Метинвест - это в сущности половина отечественной металлургии. Пока такими достижениями кроме него может похвалиться лишь Алчевский МК из группы ИСД. Да вот еще АрселорМиттал Кривой Рог также начал подготовку к внедрению «угольных технологий».
Было бы неплохо, если бы к процессу газозамещения присоединились и угольщики. Но пока не складывается. Нет, уголь на-гора идет сплошным потоком. Даже больше, чем ранее. Угледобывающие предприятия Украины по итогам 2012 года увеличили добычу угля по сравнению с 2011 годом на 4,75%, до 85,745 млн. тонн. Наши потребители даже не в состоянии освоить такой уровень угледобычи, хотя потребление угля в Украине за 11 месяцев 2012 года тоже увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 7,2% - до 56,152 млн. тонн. Запасы черного топлива в стране на 1 января 2013 года выросли более чем на 30% и составляли около 9,778 млн. тонн. А иностранные покупатели тоже не спешат решать свои топливные проблемы с нашей помощью. Экспорт украинского угля с января по ноябрь в денежном выражении сократился на 21,6%, до $562,717 млн. И вот импорт практически не изменился, спад составил всего 0,9%, а общий стоимость импорта угля ($2,48 млрд.) практически в пять раз превышает экспорт.
Для предотвращения бюджетной и финансовой катастрофы в стране у правительства нет других способов, кроме как договариваться с МВФ. Процесс уже был запущен в октябре-ноябре, когда Азаров заявил, что бюджет-2013 разрабатывается в сотрудничестве с МВФ. 18 января он же подтвердил, что Украина готова пойти на дифференцированное повышение тарифов на коммунальные услуги для населения для достижения компромисса с МВФ о возобновлении программ финансирования. Не забыл Азаров упомянуть и о том, что правительство намерено отказаться от жесткой монетарной политики, чтобы избежать в 2013 году сверхнизкой инфляции, как это произошло в 2012 году. Но так ли это на самом деле, или это очередная порция обещаний «покращення», но уже для наружного использования? Ответ на этот вопрос станет очевиден уже 12 февраля, когда закончится очередной визит миссии МВФ.