Сегодня все чаще и чаще приходит в голову мысль о том, что совсем скоро придет то время, когда книг в доме не будет вообще. И не важно, что многие все же предпочитают читать книги книжные (бумажные), а не электронные.
Пройдет совсем не много времени и тот же Дюма или Ремарк, стоящие на у нас на книжных полках, будут для наших внуков или правнуков такими же раритетными, как те книги, которые увидели мы в пятницу.
20 февраля мы посетили открытие выставки "Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг", которое прошло в Гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
С момента появления рукописей, которые стали собираться в книги, люди стали задумываться и о переплетах, которые бы помогли уберечь важные записи. А в те далекие времена все рукописи имели огромное значение.
Самыми значимыми книгами считались Евангелия и Апостолы, потому именно они и имели богатые и самые лучшие уборы. Эти книги участвовали в ритуале литургических служб, они были доступны для обозрения людям. Их одевали в бархат, парчу, украшали каменьями, жемчугом, драгоценными металлами. Внешнее роскошное убранство должно было подчеркнуть важность, значимость и красоту их содержания.
1. Евангелие. 1 четверть 16 века. Переплет: доски в коже с тиснением. На верхней крышке деревянная накладка с живописным средником и наугольниками.
Переплет - древнейший элемент книги - является одной из главных составляющих в ее структуре. Он завершает цельность художественного образа книги. Это те «одежды», которые не только позволяют получить первое впечатление от книги, но, самое главное, дают ей возможность прожить не одну сотню лет. Именно как к одеждам, способным не только украсить, но и защитить книгу, относились к переплету в старообрядческой народной среде.
Традиционная «одежда» рукописных и старопечатных книг - это дубовые доски, обтянутые кожей с орнаментальным тиснением, и застежки.
На выставке, которую мы посетили, представлены рукописные и старопечатные книги XVI- начала XX в. в прекрасных переплетах, украшенных чеканкой, литьем, эмалями, бисерным шитьем. Среди раритетов - рукописное Евангелие 1-й четверти XVI в., Евангелие, напечатанное белорусским печатником Петром Мстиславцем в Вильне в 1575 г. Переплеты этих книг украшены накладками с живописными изображениями евангелистов. Особое внимание привлекает Апостол, 1635 г., одетый в зеленый бархат, на котором живописное изображение апостола Павла в райском саду, вышитом бисером.
К огромному сожалению, до наших дней не дошли те дорогие переплеты. С церковных книг, с икон во время становления советской власти были сняты все драгоценные украшения, изъята ювелирная утварь и все это было продано, так как молодой стране для развития необходимы были деньги.
По редким записям, сохранившимся в некоторых церквях и монастырях можно судить о том, на сколько дорогие были переплеты, какие были украшения, сколько драгоценностей они содержали.
"Как шкуру с человека, сдирали с икон эти оклады, и с книг тоже. И все это в обмен на электроэнергию, которую надо было в Климов (небольшой городок в Брянской обл.) доставить." - рассказывала специалист по книжной культуре и главный хранитель фондов Ветковского музея Светлана Леонтьева, еле сдерживая слезы, вспоминая рассказы староверов, на глазах которых уничтожалась древняя история и культура.
О красоте древних одежд, можно судить по тому, что в Евангелии 17 века имеется вкладная запись, в которой указанно, что для украшения переплета, ветковским купцом Артемием Тепляковым было вложено 94 золотника (400 гр) серебра с густой позолотой. Это был купеческий дар Ильинской церкви в Спасовой Слободе возле местечка Гомеля.
В Ветковском стародубском регионе имелись уникальные традиции переплетного дела.
Практически в каждом местечке были свои переплетчики, об этом имеются авторские записи которые они оставили в книгах. Сохранились также записи 20 века, где указано что еще в то время мастера "брали книги в новые одежы".
2. Евангелие 16 века внутри.
3. Музейные витрины с экспонатами.
4. Специалист по книжной культуре и главный хранитель фондов Ветковского музея Светлана Леонтьева.
5. Евангелие. Киево-Печерская лавра. 1773 год. Переплет; доска, на верхней крышке металлическая накладка, чеканка, литье.
6.
7.
8.
9. Апостол. Москва. 1635 год. Переплет: доски в бархате, живопись, шитье золотыми нитями и бисером.
10. Евангелие. Вильно. 1575 год. Печатник - Петр Мстиславец. Переплет: доски в бархате, на верхней крышке деревянная накладка с живописными наугольниками и металлическим литым средником.
11. Евангелие. Вильно. 1575 год. Печатник - Петр Мстиславец. Переплет: доски в бархате, на верхней крышке деревянная накладка с живописными наугольниками и металлическим литым средником.
12. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье.
13. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье. Верх.
14. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье. Середина.
15. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье. Низ.
16. Евангелие. Москва. 1804 год. Переплет: доски, металл, чеканка, медальоны с эмалями.
17. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в парчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники.
18. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в парчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники. Верх.
19. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в парчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники. Середина.
20. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в порчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники. Низ.
21. Переплет
22. Псалтырь
23. Псалтырь. Ценен тем, что в нем сохранена запись переплетчика.
24.
25. Псалтырь. Этот Псалтырь переплетен в 29 марта 1900 года. Мастер: Филипп Карпов-Азеракин. Марьино.
26. Восстановлены имена писцов, перепечатников, иконописцев и мастеров.
27.
28.
29.
30. Специалист по книжной культуре и главный хранитель фондов Ветковского музея Светлана Леонтьева.
31. Директор филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова Пётр Цалко проводит экскурсию.
Это позволяет нам и сегодня видеть рукописные книги 16-17 веков, но в переплетах, которые сделаны в более позднее время. Сохранились книги в более скромных переплетах, которые не имеют дорогостоящих материалов, но с каждым годом становятся все более ценными с исторической точки зрения.
Так что, если будете в Гомеле, то я советую посетить филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова, который находится в дворцово-парковом ансамбле Румянцевых и Паскевичей.
Другие выставки в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова:
Выставка "Стою в Раю с магнитофоном..." Гомель. Выставка "Два художника: разговор через года" в филиале Ветковского музея в Гомеле Утварь деревенской хаты в филиале Ветковского музея в Гомеле