Изабела готовится к экзамену по истории искусства в эту субботу. Обучение у нее дистанционное: изучают методички, раз в месяц - сдача зачета живым преподавателям (кстати, в Бразилии частные университеты жутко дорогие. Даже такое раз-в-месячное удовольствие стоит 260 реалов за месяц - 3.500 рублей).
Вчера Изабела читала про импрессионизм, и применяла меня для озвучивания имен художников по-французски. Сегодня же, как только я переступила порог квартиры, она встретила меня куда более сложным вопросом... а именно: "Аня, ты знаешь, кто такой Ленин?!"
Последовала, как это говорится, немая сцена, пока я пыталась сообразить, правильно ли я расслышала, откуда Изабела это взяла и насколько подробно отвечать. Оказалось, что она дошла в методичке до абстрактной живописи, и там была мельком упомянута политическая ситуации в России начала двадцатого века. И ей стало интересно.
Раньше мы как-то про это не разговаривали, хотя вот уже год как периодически вместе живем. Как-то у нас то репетиции хора, то встречи с общими друзьями, то сердечные секреты... В португалоговорящей среде о многих русских вещах я просто не вспоминаю. Но тут выхода не оставалось. Я уточнила, насколько глубоко Изабела хочет узнать об истории вопроса, и пригласила ее выпить чаю.
"Начнем с того, - сказала я, - что это его НЕНАСТОЯЩЕЕ имя!" И наша кухня погрузилась в атмосферу бразильского сериала, прерываемого лишь восклицаниями "Не может быть!"
Здесь вообще европейскую историю знают мало и поверхностно, несмотря на то, что большинство бабушек и дедушек современных бразильцев сбежали сюда от Второй Мировой войны. Все-таки отсутствие навыка регулярного чтения дает о себе знать. Да и то, что пишут, часто излагается забавным образом...
Как-то Бруно принес домой номер одного популярного журнала, посвященный первой мировой войне. Сказал, что давал его почитать многим свои ученикам на курсе гитары, и все говорили, что интересно, понятно и очень хвалили. Я, представляя себе, что происходит в голове у среднестатистического школьника из Сантоса, такому делу удивилась. Взяла журнал в руки. Он оказался... в картинках. В стиле комиксов. На первых же страницах красочные персонажи воздевали руки к небу над телом эрцгерцога Фердинанда и обменивались зажигательными репликами.
Бруно читает гораздо больше среднего бразильца, но из-за большого потока относящейся к России случайной информации у него тоже иногда возникает путаница в голове. Во всяком случае, когда я его недавно позвала посмотреть фильм Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", то обнаружила, что мой бедный друг путает этот корабль с крейсером "Аврора". Он ожидал, что в этом фильме будет песенка "Что тебе снится...", которую мы иногда на русских вечеринках поем.
Впрочем, я нечасто вспоминаю, что живу в мире, совсем далеком от России. Я просто живу - и все. Я люблю своих бразильских друзей такими, какие есть. Вспомнить об этих несуразностях меня заставил внезапный вопрос Изабелы о Ленине, который сразу перенес меня в другой мир...