По заявкам трудящихся: организация учебного процесса в немецкой консерватории

May 31, 2013 22:18

Моя последняя заметка о русском романсе и Рахманинове вызвала небывалый отклик у вокалистов из разных уголков России (Санкт-Петербург, Калининград, Самара, Омск, Владивосток и др.), а также у русскоязычных студентов, совершенствующих свои вокальные навыки в Европе. И это не может не радовать!!!
Поскольку многим интересно узнать подробнее об особенностях организации учебного процесса в Германии, сегодня я имею твердое намерение рассказать об этом подробнее.


В ветке прошлой дискуссии (вот тут: http://annie-di-musica.livejournal.com/4437.html) эта тема уже была затронута. А посему, ничуть не стесняюсь сослаться на себя любимую, дабы не изобретать велосипед. Итак:
В Европе, и в Германии в частности, в принципе, совершенно по-другому (чем в России) организован учебный процесс, а именно на основании небезызвестной Болонской декларации. В основе лежит система ECTS, или так называемая система "кредитов". Студенты очень мобильны и обладают огромной свободой выбора в рамках учебной программы: что, в каком объеме, как и когда учить. Ответы на эти вопросы зависят от узких интересов и целей каждого студента. Каждый имеет возможность профессионально развиваться, делая упор на те дисциплины, которые интересны именно ему. Это бесценно! Даже в технических ВУЗах с поточной системой обучения ты не обязан посещать те же курсы, что и остальные 300 человек (как это было у нас в ГУ-ВШЭ). Что уж говорить о консерваториях и прочих ВУЗах с творческим уклоном, в которых к каждому студенту имеется индивидуальный подход.

Как теория ECTS реализуется на практике?
В общих чертах так: для каждой специальности ВУЗом предусмотрен учебный план на весь период обучения (например, на все четыре года бакалавриата или два года магистратуры). В плане расписаны все предметы, обязательные к изучению в каждом семестре. За каждый предмет предусмотрены пункты, которые студент набирает в свою копилку. Обязательных предметов не так много. Помимо них в плане предусмотрена отдельная графа «предметы по выбору». С ними все еще проще: студенту предоставляется в распоряжение так называемый «Vorlesungsverzeichnis» - перечень всех проводимых в ВУЗе занятий. Далее своей самоорганизацией студент занимается исключительно и полностью самостоятельно.
Вот так, для примера, выглядит мой учебный план (бакалавриат вокального отделения, профиль «Музыкальный театр»). Для дальнейшего удобства сделаю его вот таким ярким, чтобы неискушенному зрителю было проще ориентироваться:



Бакалавриат вокального отделения предполагает четыре года обучения, или восемь семестров. В крайней левой графе указан порядковый номер семестра. Далее слева направо перечислены предметы, обеспечивающие минимум необходимых для ECTS пунктов. В крайней правой колонке этот самый минимум указан: 60 пунктов в год. Набрать их более, чем реально с относительно небольшим уровнем нагрузки. При наличии времени, интереса и желания можно набрать и больше.

Теперь подробнее о предметах. Все они делятся на три большие группы:
Отмеченные желтым - это специальность. Сюда относятся занятия с педагогом по вокалу, а также некий «коррепетитьон» (подскажите, как это по-русски?) - занятия с пианистом, который помогает стилистически проработать произведение, роль и пр. Занятия по специальности всегда индивидуальные, и весят они больше прочих в общей системе пунктов.
Отмеченные оранжевым - обязательные предметы, которые тоже напрямую связаны со специальностью и строго определены учебным планом. Обязательные предметы могут преподаваться индивидуально (фортепиано, сценическая речь и др.) или в группах (музыкальная теория, сольфеджио, актерское мастерство), при этом группы могут быть большими или совсем миниатюрными. Например, на музыкальной теории нас было человек 15, а на сольфеджио мы ходили группами по 3-4 человека.
Отмеченные голубым - предметы по выбору. Курсы по выбору всегда проводятся в группах. Их численность зависит от количества желающих эти курсы посещать. Как и в любой области, есть курсы более и менее востребованные. Например, разнообразные физические тренинги (пилатес, фехтование, танцы) пользуются весьма внушительным спросом. А вот на курсы звукорежиссуры ходят единицы. Сложно даже примерно оценить количество курсов по выбору, доступных для посещения. Думаю, их за полтораста-двести. Все они публикуются на сайте школы и регулярно обновляются:
http://www.mh-stuttgart.de/studium/vorlesungsverzeichnis-sose2013/

Для тех, кто владеет минимальными знаниями немецкого, список специальностей и направлений, по которым сгруппированы курсы:


То, что курсы сгруппированы по специальностям, вовсе не означает, что Вы не имеете право посещать курсы, предусмотренные другим учебным направлением. Вы абсолютно свободны в выборе, все зависит только от Ваших интересов. Так, будучи певцом, Вы можете пройти курс дирижирования хором или оркестром; или будучи скрипачом, ходить на языковые курсы, учить французский или итальянский. Группировка помогает лучше ориентироваться во всем множестве и разнообразии предметов, поскольку все курсы объединены по их релевантности. То, что нужно, в первую очередь, певцам, будет размещено в группе «Gesang».
Стоит также отметить, что приведенный выше план бакалавриата -это лишь примерный план. В конечном итоге, студент не обязан строго ему следовать. Можно, например, ориентируясь на собственные интересы или временные ресурсы, перенести посещение какого-то из предметов на более поздний семестр (вдруг в этом семестре вы участвуете в интересном проекте и физически не успеваете посещать все дисциплины). В крайнем случае, можно договориться с проректором и обсудить с ним Ваш индивидуальный желаемый план. При наличии у Вас достаточной аргументации, проректор всегда идет навстречу. Главное, чтобы к концу обучения Вы набрали необходимый минимум кредитов (пунктов).

Данный подход, на мой субъективный взгляд, имеет множество преимуществ, по причинам уже описанным выше: мобильность, развитие индивидуальных интересов, возможность развития карьеры одновременно с учебой, мотивация и гибкость самоорганизации. Другая сторона медали - организация этой самой самоорганизации. Составить свой индивидуальный учебный план на семестр - занятие, мягко сказать, не тривиальное.

Когда я только приехала учиться в штутгартскую консерваторию, вопрос этой самой самоорганизации в буквальном смысле довел меня до слез. Мой, вроде бы насыщенный достаточным количеством извилин, мозг категорически отказывался воспринимать принятый здесь порядок организации учебного процесса.
Возможно, главная причина была в том, что до того мне доводилось учиться только в университете (ГУ-ВШЭ), да еще и в Москве, и нашей «самоорганизацией» занимался деканат. К первому учебному дню все без исключения группы уже имели готовое расписание. Было нас человек 300 на курсе, по 150 на поток. Так мы и ходили все вместе на многочисленные лекции до тех самых пор, пока не началась специализация. Да, у нас было понятие курса, группы, общих для группы лекций и семинаров. Впрочем, что-то отдаленно напоминающее систему ECTS пытались внедрять и в Вышке, но в весьма примитивном виде. Понятие «курса по выбору» сводилось у нас к выбору одного предмета из двух предложенных. Случалось это весьма редко и только на старших курсах. За всю мою пятилетнюю учебу, может, раза три. В остальном, мы нашей огромной и дружной гурьбой в 300 человек ходили на одни и те же лекции, вот так, двумя потоками.

А теперь что же? Какой из нас «поток», из нас и «группу»-то не собрать. На первый семестр было принято ВСЕГО человек 20, среди них и инструменталисты, и, так называемые, Schulmusik (будущие школьные педагоги), а певцов - так и вовсе единицы. За прошедшие два года припоминаю лишь один курс, которые все мы, 20 человек, посещали вместе. Это был сугубо теоретико-ориентированный курс «Введение в научную работу» кафедры Музыковедения. Было дело на первом семестре. Позже мы еще изредка пересекались с кем-то из ребят на некоторых лекциях по истории музыки, но это было скорее исключением, чем правилом. И причина в том, что каждый студент составляет свое расписание САМ и разрабатывает его индивидуально, исходя из своих личных интересов и пристрастий. И процесс этот весьма увлекательный! Студенты пытаются состыковать свой план со всеми педагогами, педагоги со студентами, каждый пытается максимально удовлетворить свои интересы, сделать план максимально удобным для себя, учить то, что интересно, и тогда, когда есть время. Этот процесс растягивается на недели (!!!). Первые учебные недели семестра никто из педагогов, как правило, не ведет свои занятия. Разве что только педагоги по специальности, редкие трудяги, сразу принимаются за дело. А остальные «с оттенком усталой обреченности» решают сложную оптимизационную задачу: как же сделать так, чтобы хорошо было ВСЕМ. Это стало уже «добрым» таким ритуалом, без которого невозможно начать новый семестр. Со временем и я привыкла ко всему этому, не свойственному немцам, хаосу. Это к вопросу о том как совершенство и стройность теории порой крайней не совершенно реализуются на практике: с виду вполне прозрачная система организации обучения при ближайшем рассмотрении вызывает массу вопросов. Но об этом я поведаю, пожалуй, как-нибудь в другой раз. А сейчас пора спать (с) :)

Всегда рада новым вопросам, комментариям, feedback’ам! Буду рада почитать и узнать о российской или любой другой практике! Вдвойне буду рада почитать об этом здесь, в общих дискуссиях на страницах ЖЖ. Судя по опыту моей последней заметки, нас таких очень много, и нам есть, что друг другу рассказать. Давайте выползать из личных чатов в соцсетях и делиться друг с другом опытом. А то порой очень уморительно писать всем одно и то же. Отныне абсолютный приоритет по части вокальных вопросов - у ЖЖ ;).
Previous post Next post
Up