Музей самого древнего в мире корабля

Nov 08, 2008 09:48

Этот пост - семейный - наш совместный с Игорем (для любопытных - у моего мужа нет своего ЖЖ:)). Игорь делал ролик, а я искала информацию о корабле. Мне будет очень приятно, если вам доставит удовольствие этот наш "совместный проект". Мы старались:))

Итак...
Хотите увидеть Средиземноморский корабль IV в. до н.э.?:))
Музей самого древнего в мире корабля находится на территории Северного Кипра, в Киренийской крепости.
В этом музее мы побывали во время нашей экскурсии в Северный Кипр (о начале экскурсии можно прочитать здесь и здесь).
Обломки корабля, выставленные в Музее кораблекрушений в Киренийской крепости, считаются самыми древними из найденных до сих пор. Они были обнаружены в 1965 году недалеко от побережья Гирне местным водолазом на глубине 18 метров. Вам уже интересно? Тогда скорее смотрите на это чудо.
Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет посмотреть ролик, фотографии параллельно загружены вот сюда.



Если у вас возникло желание, то можете прочитать историю о том, как отыскали корабль (текст не мой, взят отсюда и сокращён, кроме данной статьи при подготовке поста использовался материал с сайта Кипр для вас

История о том, как отыскали и, по сути дела, построили заново этот корабль, представляет из себя самый настоящий детектив.
В небольшом приморском городке Кериния, все жители хорошо знали Андреаса Карьёлу - владельца небольшого магазина. Чего только не было в его «лавке чудес»! Но, наверное, интереснее всех выставленных на обозрение даров Средиземного моря, был сам хозяин - моряк и ловец губок.
Завсегдатаи соседней кофейни - городские обыватели, порой заслушивались его историями, такими красочными и захватывающими, что в их правдоподобность зачастую трудно было поверить. Поэтому неудивительно, что когда в один из летних дней 1965 года Андреас поведал о находке, сделанной им на дне моря, его рассказ восприняли как очередную байку. Понадобилось три года, чтобы при поддержке лишь одного поверившего Карьеле человека добыть неопровержимые доказательства того, что на дне керинийской бухты и впрямь лежит древний корабль.
Иногда случается, что те, кто имеет дело с древними памятниками культуры, сталкиваются с некими мистическими совпадениями, от которых даже самым бывалым людям становится не по себе. В этой истории произошло нечто подобное.
Когда на поверхность подняли несколько амфор с затонувшего корабля и очистили их от ила, на одной из них отчетливо проступило слово «АРИ», а ведь именно под таким прозвищем Андреас Карьёлу был известен многим жителям Керинии. Никто тогда не мог и представить, что спустя 12 лет жизнь этого человека закончится во владениях бога морей Посейдона, когда во время подводного плавания он отдаст свой баллон с кислородом погибающему канадцу. За свой подвиг Андреас Карьёлу был удостоен одной из высших наград Канады.
Понимая всю серьезность сделанной им находки, Карьёлу по совету Н.Михаилидиса, который с самого начала помогал ему, решил обратиться к президенту страны. Оценив значимость находки, архиепископ Макариос передал имеющиеся фотографии в Департамент древностей.
Работы по предварительному исследованию судна начались в октябре 1968 года. Были определены размеры корабля и вид перевозимого им груза. Тип амфор, в которых некогда хранилось вино, помог установить тот факт, что корабль затонул в конце IV века до н.э. (во времена Александра Македонского или чуть позднее).
Всем было ясно, что поднятие древнего судна - мероприятие дорогостоящее и без спонсоров не обойтись. Миссия возвратилась в США, где довольно быстро нашлись необходимые средства. Началось формирование группы из опытных специалистов, в состав которой вошли представители 12 стран.
В конце весны 1968 года группа Катцева, состоящая из 40 человек и оснащенная большим количеством необходимого оборудования, прибыла в Керинию. Получив разрешение Департамента древностей, она уже в июне начала подъём судна.
Для шести водолазов, занятых на подъёме судна, был установлен график, согласно которому они работали попарно не более 40 минут. Здесь впервые в мире при подводных исследованиях использовали телефонную связь, применив наполненный воздухом пластиковый купол. Очищали корабль от опутавших его водорослей воздушной струёй, а затем с помощью специального приспособления в виде пластмассовой трубы, работающей по принципу пылесоса, убрали скопившуюся за тысячелетия грязь.
Наконец, из морских глубин извлекли 404 античные амфоры, которые находились под водой в течение 23 веков.
Лишь после двух сезонов кропотливых работ остов затонувшего корабля был очищен и подготовлен к подъёму. Так как достать целиком обе части не представлялось возможным, то отдельные пронумерованные детали судна, предварительно завёрнутые в куски ткани (чтобы уберечь дерево от давления воды), подняли на поверхность с помощью больших металлических дисков.
Карьёлу мечтал, что обнаруженный им корабль будет поднят из морских глубин не иностранными специалистами, а киприотами, которых он (если бы возникла такая необходимость) был готов обучить искусству ныряльщиков. Кроме того, Карьелу хотел, чтобы в крепости Керинии был создан музей, где все находки были бы расположены в том же порядке, в котором они лежали на морском дне.
В 1967 году на Кипре работала археологическая миссия, прибывшая на остров по приглашению Департамента древностей. Археологи, которых возглавлял Майкл Катцев, надеялись найти корабль, относящийся к классическому или эллинистическому периоду. Им удалось обнаружить довольно много затонувших кораблей. Ознакомившись с находкой Карьёлу, учёные поняли - это именно тот корабль, который им нужен.
Параллельно с работами на Кипре шли исследования в Финляндии, где при помощи метода радиоуглеродного анализа определили, что плоды миндаля были собраны в 288 году до н.э., а древесина, из которой изготовлен корабль - на 100 лет старше.
Вместе с другими находками со дна моря были извлечены остатки пищи и продуктов, находившихся на корабле в момент его затопления: дольки чеснока, 18 оливковых косточек, 14 760 семян смоковницы (инжира) и около 10 000 плодов миндаля. Тип амфор позволил определить, что погрузка производилась в разных портах: вино - на Родосе и Самосе, а миндаль, возможно, был взят с Кипра. На 34 амфорах имелись круглые и прямоугольные печати с инициалами, изготовившего их ремесленника - АРИ.
В течение двух лет специалисты самых разных отраслей науки прилагали все усилия, пытаясь сделать пригодными для сборки 6000 разрозненных деталей судна, ещё совсем недавно почти полностью деформированных. Для их консервации впервые использовали синтетический воск (полиэтиленогликол), после удаления которого дерево приобрело блеск, и, кроме того, на нём проявились следы, оставленные инструментом древнего мастера. Руководил сборкой специальный представитель ЮНЕСКО Р.Стеффи.
По количеству найденной посуды учёные предположили, что команда состояла из четырех человек. Среди прочих предметов были и восемь наконечников копий, загнутых, как от удара. Последнее позволило выдвинуть версию о том, что корабль стал жертвой пиратского нападения. В её пользу свидетельствует и отсутствие на судне каких-либо ценных предметов и личных вещей, принадлежавших членам команды. Удалось обнаружить лишь семь медных монет, из которых две, несмотря на покрывавшую их ржавчину, помогли установить датировку. Одна из них выпущена во время правления Антигона Одноглазого (316-301 гг. до н.э.), а другая имела хождение при его сыне Димитрии (306-294 гг. до н.э.).
Керинийская находка дала учёным уникальнейшую возможность познакомиться с кораблем, появившимся прямо из IV века до н.э.
Он имел средние для того времени размеры: длину - 14,75 метра, ширину - 3,4 метра. Когда-то он ходил под парусом в 64 кв. метра и мог перевозить грузы, совершая один рейс в год, т.к. полностью зависел от северного ветра. С ноября по март на Средиземном море не было навигации, и только на следующий год ветер помогал судну вернуться в родной порт. Предполагают, что корабль мог ходить между Кипром, греческими островами и, возможно, достигать берегов Сирии.
После турецкого вторжения корабль Керинии, как его теперь все называют, остался в крепости. В 1975 году правительство Республики Кипр при посредничестве миротворцев ООН передало музею систему кондиционирования воздуха. Эту дорогостоящую по тем временам систему, призванную лучше сохранить ценный экспонат, заказали за границей незадолго до начала турецкой агрессии.
В 1982 году греческий Институт охраны морских традиций принял решение сделать точную копию древнего корабля, хранящегося в Керинийской крепости. Разумеется, она должна была держаться на плаву. В течение трех лет, несмотря на скептицизм специалистов, учёные и археологи трудились над созданием корабля, который назвали «Кериния-2». Он был сработан по греко-римской технологии с использованием сосны и дуба. Когда судно было готово, его загрузили таким же грузом, как и оригинал, и в сентябре 1986 года отправили в плавание тем же маршрутом в сопровождении корабля, предоставленного греческими властями.
«Кериния-2» посетила порты Японии, США, Германии, Испании и других стран, знакомя их жителей с кипрской проблемой. Корабль стал своеобразным символом борьбы за освобождение занятой турецкими войсками территории острова.
К проведению Олимпиады 2004 года Кипр построил новый корабль-копию. Он носит название «Кериния-Элефтерия» («Кериния-Свобода») и доставил на родину Олимпиады кипрскую медь. Судно вышло из порта древнего Аматуса 1 мая 2004 года и взяло курс на Грецию.
 

музеи, путешествия, экскурсии, Кипр, впечатления, Турецкая республика Северный Кипр, выставки, легенды, видео

Previous post Next post
Up