На автобусах, поездах и самолетах по-китайски

Feb 15, 2012 10:00

Говорят, что, когда после Мао Цзедуна к власти в Китае пришел великий реформатор Дэн Сяопин, он, кроме того, что смог вывести страну из кризиса и направить ее по разумному пути развития, произнес одну сакраментальную фразу, за которую все китайцы благодарны ему до сих пор. "Почему в такой древней и культурной стране, как наша, такие плохие дороги?" - сказал Дэн Сяопин. После этой фразы ответственные за дороги китайские начальники умудрились отстроить их по всей стране буквально за пять лет! И мы, катаясь по Китаю на автобусах, убедились, что получилось у них это очень достойно.




Автобусных переездов у нас было четыре. Самый крупный - пятичасовой - из Дали в Куньмин, двухчасовой - из Куньмина в Шилинь и обратно, еще один двухчасовой - из Гуйлиня в Пиньян с пересадкой в Хебине и, наконец, самый коротенький, полуторочасовой - из Гуйлиня в Яншо. За все эти разы нам ни разу не попался какой-нибудь старый, видавший виды автобус, несмотря на то, что абсолютно все они были рейсовыми и общественными, а некоторые места, куда мы на них добирались, являли собой такую глушь, что у нас бы, скорее всего, автобусов туда просто бы вообще не пустили. А тут, мало того, что они в принципе есть, так еще новые или почти новые, едут быстро, отправляются и прибывают по расписанию, а иногда даже раньше него. Так, к примеру, вместо заявленного пятичасового переезда из Дали в Куньмин, мы доехали туда чуть больше, чем за четыре часа. В общем, здорово!
Отдельный рассказ об автовокзалах. Вы, конечно, представляете себе, как выглядит средней руки аэропорт. Так вот, автовокзал в Китае (по крайней мере, в Южном) - это такой вот аэропорт. Попасть без билета там можно только в кассовый зал, а в зал ожидания, к которому прилегает выход на перроны, только по билетам, с прохождением через металлическую рамку и с просвечиванием всего багажа.
Автовокзал в Куньмине.
2.


Кассы.
3.


Выходить на перроны, где все садятся в автобусы, можно тоже только по билетам. В общем, и муха не пролетит! Но зато кругом чисто, аккуратно, цивилизованно! Никакой толкотни и давки: зашел в зал ожидания, дождался автобуса, вышел на перрон, сел и поехал!
4.


Но, конечно, началось всё не с автобусов, и даже не со строительства дорог между городами. Прежде всего, дороги возвели в самих городах. И здесь китайцам, я вам, как на духу, заявляю, если и есть равные, то таких немного, тем более, в Азии. Первым городом, в котором мы искренне впечатлились дорогами, стал Гуанчжоу. Потом, правда, мы видели их и в других китайских городах, но тогда трех-, четырех-, а иногда и пяти-уровневые мосты, эстакады и развязки, с транспортом, который двигался по ним упорядоченно и гармонично, без какого-либо даже намека на пробки, здорово поразили нас.
5.


Перекресток с пешеходным перекрестком в Куньмине.
6.


Конечно, я могу допустить, что пробки в Гуанчжоу все-таки бывают. Было бы даже странно предполагать обратное для огромного города-многомиллионника, но, честно, мы их не видели ни разу, хотя транспорта на улицах Гуанчжоу всегда наблюдали немало. Впрочем, транспорт, как правило, был в основном легковой - автомобили разных азиатских марок: "Киа", "Тайота", "Хёндай" и прочих, местных китайских марок, а также известных европейских китайской сборки, начиная от "Мерседесов" и "БМВ" и заканчивая "Фольксвагенами" и "Пежо", которых мы тут тоже встречали нередко. Так же, как и в других городах Китая.
Стоянка транспорта у аэропорта в Куньмине.
7.


Кстати, если уж мы заговорили о транспорте, то было бы странно не упомянуть транспорт общественный. Он в Гуанчжоу оказался представлен тремя видами - городскими автобусами, которых тут тоже немало, троллейбусами и метро. Честно признаюсь, что на автобусах и троллейбусах мы не ездили, но внешне они - новые, чистые и современные - произвели на нас вполне приятное впечатление.
Автобусы.
8.


Троллейбус.
9.


Что же касается метро, то оно нас вообще удивило. Всего в Гуанчжоу восемь линий метрополитена, причем, некоторые из них тянутся не только на окраины, но даже в пригород. Так, к примеру, есть ветка метро, по которой можно добраться до аэропорта: проезд туда из центра города стоит семь юаней (то есть, примерно 35 российских рублей). Как вам такие цены? Вообще же, цена за проезд зависит от количества станций, которые вы хотите проехать, и минимально составляет два юаня (10 рублей). Но есть и проездные, которые в пересчете на одну поездку стоят дешевле.
Вход в метро.
10.


Жетончики за разовый проезд - зелененькие пластиковые кружочки - продаются в специальных автоматах, кои установлены на каждой станции.
11.


Купить их совершенно не проблематично, так как автоматы переключаются на английский язык, а система продажи проработана очень грамотно. На экране появляется схема Гуанчжоунского метрополитена, и вам остается только ткнуть пальцем в ту станцию, до которой вы собираетесь ехать. Машина сама посчитает, сколько будет стоить проезд, сообщит вам эту сумму, вы закинете в нее деньги, и она тут же выдаст вам жетоны и, если надо, сдачу.
12.


Дальше вам останется пройти через турникет, приложив жетончик к считывающему устройству, и постараться не потерять его до конца поездки, так как на выходе через турникет придется пройти еще раз и уже бросить жетончик в него.
13.


Поезда в метро чистые, современные, станции аккуратные. Рельсы от станций закрыты пластиковыми прозрачными стенками с дверьми, которые раздвигаются одновременно с дверями поезда, когда он прибывает и останавливается.
14.


Названия станций на схемах и на указателях продублированы на английский язык. В общем, всё удобно и понятно. В переходах метро обычно есть немало разных магазинчиков и вкусных кафешек, где можно перекусить булочкой или попить чайку. При выходе имеются специальные стояки с зонтиками, которые в дождь вы можете взять, оставив в залог умеренную сумму, и вернуть в течение 15 дней на любой станции метро, получив денежку назад.
Днем поезда ходят очень часто. А единственный минус метро - это то, что вечером интервалы между ними все-таки увеличиваются и иногда очень даже не хиленько. Например, в районе 22 часов интервалы между поездами могут достигать и получаса, а после 23-24-х в зависимости от линий метро вообще закрывается.
Поезд внутри.
15.


Последнее, кстати, стало для нас совершенной неожиданностью. Засидевшись в "Старбаксе", мы потом подошли к метро чуть позже одиннадцати часов вечера и были встречены дядечкой-охранником, который нам и сообщил, что метро уже не работает. Правда, благодаря этому случаю мы узнали, что из себя в Гуанчжоу представляет такси. Оказалось, что оно тут вполне доступно. Так, поездка почти в десять километров нам обошлась в 27 юаней (меньше, чем в 150 рублей).
А вот городских маршруток в Гуанчжоу крайне мало. Но зато очень много велосипедистов со специальными встроенными большими корзинами для багажа, вело- и моторикш, которые, кстати, также занимаются частным извозом.
16.


17.


Из Гуанчжоу в Гуйлинь мы отправились на ночном поезде.
18.


19.


20.


Уже однажды впечатлившись индийскими поездами, где грязи и мусора было столько, что его убирали каждые 15 минут, но за следующие четверть часа он накапливался в точно таком же количестве, ибо все пассажиры огрызки, пакеты и обертки от постоянно поглощаемой еды бросали себе тут же под ноги. В общем, впечатлившись индийскими поездами, мы на всякий пожарный, в китайский поезд купили себе билеты в спальный вагон - аналог нашего купе. И на сей раз мы были опять поражены, правда, теперь уже в самую что ни наесть лучшую сторону. Правда, поначалу нас несколько удивило, что для того, чтобы попасть в вокзал, нам пришлось отстоять длинную очередь. Оказалось, что на входе в него, как и на автовокзалах, установлены металлоискатели, и вещи тоже надо пропускать через "рентген". Конечно, пассажиров много, все тормозят, а отсюда и очередь. Внутри же вокзала всё вполне культурно, четко и ясно. Есть куча указателей и электронных табло, и даже несмотря на то, что все надписи на них сделаны иероглифами, куда конкретно выходить к вашему поезду, запутаться очень сложно, так как даже на платформе стоят стрелки в направлении номеров вагонов: с первого по тринадцатый - в одну сторону, с тринадцатого по восемнадцатый - в другую.
Пока мы шли на посадку, мы осмотрели несколько плацкартных вагонов. Конечно, внутрь них мы не заходили, но все было прекрасно видно и через окна. Тем более, что буквально через пять дней мы отправились на таком же из Лицзяна в Дали, и я уже осмотрела его изнутри. От наших они отличались лишь тем, что там было не по четыре, а по шесть полок в каждом отсеке, они уже были застелены бельем, а на столиках стояло по металлической тарелке. Вместо же боковушек было просто по два сиденья со столиком. То есть, получалось, что в плацкартном вагоне общее число спальных мест все равно было таким же, как в наших поездах.
21.


Купейный же вагон был вообще в точности таким, как и у нас. Правда, полки были не только мягкие, но и чистые. А кроме того, опять-таки застелены бельем и симпатичными голубенькими покрывальцами с бахромой. На столике в каждом купе снова стояло по металлической тарелке (как потом оказалось, в нее пассажиры бросают всякий мелкий мусор), а под столом - термос с водой и небольшая урна.
22.


Пока мы ехали, по вагону несколько раз прошли тетечки с едой - фруктами, разными снеками, напитками и быстрорастворимой лапшой. Вот, в принципе, и всё.
Потом мы еще раз ездили на поезде - из Куньмина в Лицзян. И опять железнодорожное сообщение в Китае у нас вызвало только позитивные эмоции. В этот раз поезд был даже круче. Он был двухэтажным, и мы поначалу даже подумали, что нам теперь придется ехать в сидячем вагоне, ибо понятия не имели, что в двухэтажных поездах бывают вагоны купейные.
23.


Оказалось, что бывают, да еще как! На обоих этажах вагона располагались купе. На нашем нижнем их было девять. Полки в них были гораздо шире и больше походили на полноценные кровати. В купе у нас снова был термос с горячей водой, урна для мусора, а на столике даже стояла вазочка с цветами.
24.


25.


В конце вагона имелся туалет.
26.


И, что особенно нас впечатлило, - холл с умывальниками. Он от вагона вообще никак не отделялся, то есть, никаких дверей в него не было. Хочешь умыться или почистить зубы - просто выходишь в холл и делаешь все дела. На мой взгляд, конечно, это не слишком удобно, но тут, наверное, как к этому всему в принципе относиться.
27.


Но самая крутизна находилась на втором этаже поезда.
28.


Там размещались семейные vip-купе.
29.


Было их семь. В каждом купе стояло по большой двуспальной кровати - причем, располагалась она не поперек движения поезда, а вдоль, а над ней еще была обычная полка. Едут так куда-нибудь папа, мама и ребенок - родители спять внизу, а малыш наверху. Удобно и хорошо! И никаких попутчиков-соседей нет!
Извиняюсь за бардак в купе, оно чужое - фотографировали, когда випы вышли.
30.


В общем, китайские поезда нам очень понравились. Единственный минус - это то, что приобрести билеты в день отъезда или с отправлением на следующий день на них практически невозможно, так как обычно их быстро раскупают. То есть, брать билеты нужно заранее, но продажи онлайн здесь пока что нет, мало того, билеты можно купить только в городе отправления. И это, как вы сами понимаете, для путешествий очень неудобно.
Железнодорожная касса на вокзале в Лицзяне.
31.


Ведь часто бывает так, что в каком-то городе планируешь провести не больше одного дня, а вечером уже ехать дальше. И как быть, если ехать надо на поезде? Выход остается один: просить знакомых китайцев купить вам эти билеты. А если таких нет, то обращаться в турагентства. Вот такая система.
Железнодорожный вокзал в Лицзяне.
32.


Ну, и, наконец, осталось рассказать о местных аэропортах, то есть о тех, откуда осуществляются полеты внутри страны. Таких полетов у нас в этом путешествии было три: из Гуйлиня в Куньмин с посадкой в столице Гуанси-Чжуанского автономного округа городе Наннине, из Куньмина в Санью (на Хайнань) и из Саньи в Шеньжень. Пожалуй, самым оригинальным был первый полет. Так как прямого рейса из Гуйлиня в Куньмин не было, мы полетели со стыковкой.
Аэропорт в Гуйлине.
33.


Стыковка была очень короткая, не больше получаса, а авиакомпания одна, так что, если бы вдруг возникли какие-нибудь форс-мажоры с запозданием вылета самолета из Гуйлиня, то стыковка по-любому была бы на совести авиакомпании. В общем, мы ничего не боялись. Самолетик нам подали малюсенький, с откидывающимся трапом и с нарисованными китайскими тетеньками и цветочками на борту.
34.


35.


А полет прошел замечательно. Несмотря на то, что до Нанниня надо было лететь всего час, нас покормили сэндвичами с минералкой, а на втором плече полета снова раздали по бутылочке минералки. Правда, оказалось, что в Наннине мы не меняли борт, а просто брали тамошних пассажиров. Но всем все равно велели отправиться в здание аэропорта. Пока нас туда везли, время стоянки самолета закончилось, и едва мы вошли в аэропорт, как объявили посадку на наш рейс, снова всех погрузили в автобус и вернули в самолет. Правда, не знаю как, но за это время салон успели прибрать.
36.


Два других полета у нас тоже прошли отлично. Летели мы примерно по два часа каждый раз, нас снова кормили и на рейсе из Куньмина в Санью даже более полноценно: нам выдали по теплой булочке с маслом, бисквитному пирожному и апельсину, которые предложили запить целой кучей соков на выбор, чаем или кофе. Из Саньи в Шеньчжень было попроще, но тоже ничего: яблочные чипсы и упаковка крекеров под минералку. В общем, вряд ли можно высказать авиакомпаниям какие-то претензии. Правда, из минусов: билеты в сравнение с другими странами Юго-Восточной Азии стоят отнюдь не дешево. Каждый полет нам обошелся в 150-200 долларов за один билет в одну сторону.
37.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011-2012 год, декабрь-январь:
Гуанчжоу. Лекарство из сушеных змей
Гуанчжоу. К чему приводят опиумные войны?
Гуанчжоу. Шесть баньяновых деревьев и кое-что еще
Фотообзор: Новый Год с китайскими палочками

Китай

Previous post Next post
Up