Оказывается, я уже эту сказку публиковала уже у себя в ЖЖ в составе поста
Сдала госэкзамен на экономфаке ВАГСа на четыре. Сербская народная сказка.Я часто читала своей Ольке эту сказку вместе с другими из той книжки.
Она где-то перекликается со "Страной Северного ветра" (впрочем, это другая "песня").
Как старик правду искал (сербская народная сказка).
Жил на свете один набожный человек. Хотя он уже состарился и всего в жизни насмотрелся, он никогда не видел правды. О чем бы он ни услышал, что бы ни узнал - все ему казалось неправдой. Стал старик Бога молить, чтобы ему хоть однажды удалось правду увидеть. Господь исполнил его желание.
Как-то шел он по дороге. Вдруг явился пред ним монах (а это был святой Савва) и говорит:
- Старче, что бы ты больше всего хотел увидеть?
- Правду, - ответил старик.
- Хорошо, - говорит святой Савва, - заберись на это дерево и увидишь.
Старик взобрался на дерево. Смотрит сверху и видит перед собой широкое поле, а через поле протекает полноводный ручей. Едет по полю всадник на коне, одет как нельзя лучше. Подъехал он к ручью, спешился, чтобы воды напиться, и захотелось ему искупаться, потому что было очень жарко.
Всадник размышлял: купаться или не стоит рисковать, ибо со всех сторон поле окружал лес, и путник боялся, как бы его тут не ограбили. Все-таки он разделся, но вещи свои сложил далеко одну от другой. Коня привязал к дереву, рубаху оставил в одном месте, а кушак с деньгами снял и закопал с другой стороны. Оружие положил поближе к себе, чтобы, если кто нагрянет, он смог бы защититься.
Искупался всадник, вышел из воды и оделся. За все время нигде никого не было ни видно, ни слышно. Оделся он, сел он на коня и уехал, а пояс с деньгами забыл.
Вскоре появился на поле пастух, гнавший коз. Одна коза, прыгая туда-сюда, подошла к тому месту, где был закопан пояс с деньгами. Стала коза копать и рогом и копытом, пока не вытащила пояс. Когда пастух увидел козью находку, он подбежал, схватил пояс и скорее погнал скотину подальше от этого места. Только пастух скрылся в кустах, как на поле показался какой-то старый нищий, такой оборванный и изможденный, что собаке не за что было ухватиться. Подошел он к ручью и сел отдохнуть немного. Умылся нищий ключевой водой, потом достал из сумы несколько корок хлеба, стал их в воде размачивать и есть.
Тем временем всадник обнаружил, что забыл на берегу пояс с деньгами, и бросился обратно. Подъехал он к ручью и встретил там нищего. Поздоровался он с тем оборванцем и спрашивает, когда тот пришел к ручью.
- Я только что пришел, - ответил нищий.
Тогда всадник бросился со всех ног на то место, где пояс свой закопал, но пояс пропал без следа. Искал он, копал -нигде нет, как не бывало. Тотчас вернулся он к нищему и опять спрашивает:
- Да, но, может, ты видел кого-то, когда сюда шел?
- Никого не видел, -говорит нищий.
- Но тогда ты знаешь, куда делся мой пояс с деньгами, который я здесь забыл!
Удивился нищий его словам и говорит:
- Оставь меня в покое, добрый человек, видишь, с меня достаточно собственных бед и нищеты! Ничего я не знаю ни о каком поясе! Когда я сюда пришел, здесь сел и никуда не отходил.
Однако всадник и слышать ничего не хотел, а набросился на нищего:
- Или отдавай деньги, или сейчас умрешь!
Нищий стал клясться и божиться, что он ни о каких деньгах ничего не знает и в глаза их не видел. Тогда всадник совсем рассвирепел и стал его бить, приговаривая:
- Говори, где деньги, а если не скажешь, не уйдешь отсюда живым, утоплю тебя в этом ручье.
Нищий оправдывался и защищался, как мог, но злодей не стал слушать, но бросился на него, повалил на землю и задушил. Потом он снова вернулся на то место, где закопал свой пояс, но там ничего не было. Он стал искать по всему полю, заглядывал под кустики и кочки, но напрасно - денег и след простыл. Тогда злодей вернулся к убитому человеку, ощупал его карманы, вывернул наизнанку нищенскую суму - и там ничего. Тогда злодей перепугался, что сюда может кто-нибудь прийти и увидеть, что он убил человека. Не смея больше оставаться здесь, убийца вскочил на коня и ускакал.
Старец сидел на дереве и видел все это. Когда всадник умчался, старик спустился вниз. Он побоялся подойти к убитому, ведь могут подумать, что это он убил человека, и он безвинно пострадает ни за что ни про что. Поэтому он со всех ног бросился бежать в другую сторону, не по дороге, а по лесу, сделав большой крюк и обойдя то место, где лежал несчастный бедняк.
Отбежав подальше, он сел передохнуть и дух перевести. Тут вышел пред ним святой Савва и спрашивает:
- Ну, старче, видел ли что в поле?
- Да, святитель, - но ты мне сказал, что я сегодня увижу правду, а я увидел такую неправду, какой никогда в жизни не видывал.
- Ты видел не неправду, но правду, - ответил святой Савва, -только ты этого не знаешь.
Старик перепугался и говорит:
- Черна, как смерть, эта твоя правда, раз человек погиб ни за понюшку табаку!
- Послушай, а уж потом решай, где правда, а где неправда, -возразил святой Савва. - Ты ведь видел того человека, что ехал по полю на коне, а потом купался в ручье. Всадник тот был богато одет и вооружен. Отец этого всадника был вором. Он ограбил одного хозяина и разбогател. Тот пастух, что пригнал в поле коз и выкопал пояс с деньгами, был сыном ограбленного хозяина. Так он, сам того не зная, нашел свои собственные деньги. А отец убитого нищего был разбойником. Когда-то разбойник, по промыслу Божиему, убил отца всадника, а теперь сын вернул долг его сыну. Ну, теперь решай: правда свершилась или неправда?
- Воистину, правда! - сказал старик.
- Поэтому никогда не бери в долг зло, потому что оно к тебе когда-нибудь обязательно вернется! - сказал старику святой Савва и исчез.
---------------------------------
Сказка поучительная. Она связывает времена, объясняет причинно-следственные связи, распространяющиеся за пределы одной жизни в обе стороны. Она же отвечает на вопрос о справедливости/несправедливости того, что в сиюминутном разрезе времени кажется несправедливым, но справедливо с точки зрения Бога, который знает прошлое, настоящее, будущее.
Вот пример украденной судьбы: Тургенев и Гончаров. Даже не смотря на то, что Гончаров всё-таки вошел в историю классиком русской литературы, но какой ценой... Мне не трудно представить, как ярко светилась бы звезда его литературной карьеры, если бы Тургенев не обокрал бы его на сюжет и подробности "Дворянского гнезда"...
Сколько же их таких - авторитетнейших тургеневых в разных областях знаний, в разных профессиях, которые фактически обокрали кого-то на судьбу. И не всем обокраденным так потом повезло, как Гончарову, - подавляющее большинство умерло в безвестности и нищете. Но жизнь продолжилась, и наверняка потом в лице других поколений обокраденные получили свою сатисфакцию.
Но сейчас время всё сильнее спресовывается, и восстановление справедливости происходит в пределах одного поколения, т.е. при жизни.