Как-то посмотрела в интернете несколько видео-роликов группы "ДДТ", в частности "Осень". Там был фрагмент как они играют в русскую рулетку. Все, наверное, помнят, что в этом случае используют пистолет с одним патроном. По сюжету ролика сначала стреляется один - осечка, потом второй - осечка, потом третий - осечка. Потом один из них выстрелил просто в сторону и попал в шпиона, который их караулил за деревом.
Перевод на символический, духовный язык этого фрагмента таков:
Когда ты, человек, подходишь к выбору, где остаться преданным Богу кажется самоубийством, то попробуй опереться на Пари Паскаля (см. о. Павла Флоренского), где как раз заложено то самое фифти-фифти, при котором верующий выбирает верное решение. Я много раз по поводу этого пари писала - всё-таки Флоренский гений, книга гениальная. Сейчас повторяю:
Цитата Флоренского из книги "Столп и утверждение истины":
"В самой наглядной форме идея такого пари была высказана одним лавочником: он понавешал у себя множество лампад, икон, крестов и всякой святыни. Когда же какой-то "интеллигент" стал по поводу этого высказывать свой скептицизм, то лавочник выразился так: "Э, барин! Мне всё это пятьдесят рублей стоит в год, - прямо ничто для меня. А ну, как пойдёт в дело!". Конечно, такая формулировка "пари Паскаля" звучит грубо, даже цинично. Конечно, даже у самого Паскаля она может казаться чересчур расчетливой. И, тем не менее, общий смысл этого пари, всегда себе равный, - несомненен: стоит верное ничто обменять на неверную бесконечность, тем более, что в последней меняющий может снова получить своё ничто, но уже как нечто: однако, если для отвлеченной мысли выгодность такого обмена ясна сразу, то перевести эту мысль в область конкретной душевной жизни удается не сразу: как раненый зверь защищает себя уличенная самость.
Человек мыслящий уже понял, что на этом берегу у него нет ничего. Но ведь вступить на мост и пойти по нему! Нужно усилие, нужна затрата силы. А вдруг эта затрата на к чему? Не лучше ли быть в предсмертных корчах тут же, у моста? Или идти по мосту, - может быть всю жизнь, вечно ожидая другого края? Что лучше: вечно умирать, - в виду, быть может, обетованной страны замерзать в ледяном холоде абсолютного ничто и гореть в вечной огневице пирронической; или истощать последние усилия, быть может, ради химеры, ради миража, который будет удаляться по мере того, как путник делает усилие приблизиться? Я остаюсь, я остаюсь здесь. Но мучительная тоска и внезапная надежда не дают даже издыхать спокойно. Тогда я вскакиваю и бегу стремительно. Но холод столь же внезапного отчаянья подкашивает ноги, бесконечный страх овладевает душою. Я бегу, стремительно бегу назад.
Идти и не идти, искать и не искать, надеяться и отчаиваться, бояться истратить последние силы и, из-за этой боязни, тратить их вдесятеро, бегая взад и вперед. Где выход? Где прибежище? К кому, к чему кинуться за помощью? "Господи, Господи, если ты существуешь, помоги безумной душе, Сам приди, Сам приведи меня к Себе! Хочу ли я, или не хочу, спаси меня. Как можешь и как знаешь дай мне увидеть Тебя. Силою и страданиями привлеки меня!"
В этом возгласе предельного отчаяния - начало новой стадии философствования, - начало живой веры. Я не знаю, есть ли Истина, или нет ее. Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то она - всё для меня: и разум, и добро и сила, и жизнь, и счастье. Может быть, нет ее, но я люблю ее, - люблю больше, нежели всё существующее. К ней я уже отношусь, как к существующей, и ее, - быть может, не существующую, - люблю всею душою моею, всем помышлением моим. Для нее я отказываюсь от всего, - даже от своих вопросов и от своего сомнения. Что-то или Кто-то помогает мне выйти из моей самозамкнутости. Это по слову Макария Великого "Сама Истина побуждает человека искать Истины. Ради нее я отказываюсь от доказательства. В том-то и трудность подвига, что приносишь в жертву самое заветное, - последнее, - и знаешь, что если и это обманет, если и эта жертва окажется тщетною, то тогда деваться некуда. Ведь она - последнее средство. Если самой Истины не оказалось, то где же искать ее? И при вступлении на мост веры, новая углубленность открывается в словах Послания к евреям: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" - в тех самых словах, которые ранее были для рассудка столь неприемлемо противоречивы.
Священник П.Флоренский, "Столп и утверждение Истины", Москва, изд. "Лепта", 2002 г., Стр. 66, гл 4. Письмо третье: Триединство.
По-моему абсолютно прозрачно. На всякий случай, если кто-то не видит:
Пользуясь аналогией с мостом Флоренского можно сказать так: ты идёшь, каждый раз делая новый шаг по этому мосту в сторону другого берега. Каждый раз ты решаешь заново одну и ту же задачу: идти ли дальше в неизвестность или оставаться здесь, в освоенном, понятном пространстве, где условно застрахован от неожиданностей, но где нет никакой надежды. Фактически каждый шаг - это выбор между надеждой и ее отсутствием. Не выбор конкретного результата или намеченной цели, хотя она, разумеется, присутствует. Просто пока человек как слепой котенок, то ему конечная цель вообще понятна не будет - он ее не разглядит. Поэтому по мере продвижения по "мосту", посредством невозможности оставаться там, где нет надежды, у него потихоньку и глаза открываются.
Хорошо это показано в фильме "Матрица": когда Нео садится в машину, где на него наставляют пистолет и предлагают поднять рубашку. Он, не понимая, собирается выходить и слышит: но ведь там ты уже был. Был в этой безнадёге и теперь у тебя возможность найти то, что ищешь, даже не зная пока, что это.
Излюбленная моя мультипликационная иллюстрация этого пути: старый советский мультфильм "Щелкунчик" по мотивам сказки Гофмана. В конце, где главные герои танцуют "Вальс цветов", можно видеть, как принц (Щелкунчик) идет как бы по воздуху, поднимаясь по ступенькам, которые возникают каждый раз, когда он ставит ногу. Такой вот парадокс. Ты сначала шаг сделай - потом появится ступенька. Именно так он и шел. Это страшно, если в реальной жизни, - ведь не видно предполагаемой опоры. Но ведь "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Кому же доверять, как не Богу и апостолам, которые проповедовали Истину. Важно только, что "ступеньки" появляются под ногами только когда человек ищет именно Истину, а не что-то другое. В противном случае кажущаяся видимость опоры вскоре обращается в пропасть.
Примеры пари из опыта приводить трудно, поскольку он уникален и, собственно, весь основан на этом самом пари Паскаля. Так воспитывается вера, доверие Богу. Начиная с каких-то простых вещей "авось иконка поможет", заканчивая хождением по водам и другим чудотворением.
У меня просьба к тем, кто ум еще не настолько очистил, восстановил, чтобы безошибочно воспринимать написанное (ведь "нам не дано предугадать как наше слово отзовётся"). Слова Флоренского о жертве всем не надо воспринимать в материальном смысле. Здесь под жертвой подразумевается расстаться с пристрастиями, с тем, что дёргает за самость, что удерживает от шага по этому мосту.
Можно сюда же встроить притчу Ричарда Баха, данную им в самом начале "Иллюзий". В ней говорится о неких существах, которые жили на дне большой бурной реки и цеплялись за камни на дне. Так вот тот, кто всё-таки отцепился, - он всего лишь пожертвовал своими страстями - тем серым маленьким спокойствием и запрограммированностью жизни (надо сказать, всегда ухудшающейся). От таких единиц требуется много, чтобы, во-первых, не испугаться неизвестности, а во-вторых, не поддаться мнению толпы. Лишь в немногих сила тяги в сторону истины превышает силу висящих на руках-ногах "грузов" и "тяжестей", имеющих страстную, греховную природу. И в притче река хоть побила об берега поле того, как он отцепился от камней на дне, но ведь не разбила. И не только не разбила, но и вынесла в русло с полноводным сильным течением.
Таких именно истина толкает на поиски её, они не могут по-другому, потому что так устроены.
Как сказал о Боге и о человеческих исканиях Его блаженный Августин:
"Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе".
То есть не успокоится, пока не найдёт.
Идём по мостам. Тонем по дороге, выныриваем, опять идём дальше. Всё параллельно происходит, если говорить о локальных целях. Именно во время достижения более-менее локальных целей Бог укрепляет веру человека и делает шаги с каждым разом всё более уверенными и твёрдыми.
Есть чудеса сильнее воскрешения из мёртвых. Как сказал Христос "И больше сих дел сотворит", говоря о своих чудесах.
Теперь если вернуться к русской рулетке. Не нужно браться за пистолет и идти натурально играть со смертью.
В данном случае под самоубийством часто подразумевают решение, имеющее риск для бизнеса, для каких-то дел, риск для жизни, социального положения, финансовой устойчивости и т.д. Это тот самый вид мнимого "самоубийства", когда человеку, который вдруг решился отстоять правду, поступить по совести, добиться справедливости, окружающие говорят, что это сродни самоубийству. Вот это тот самый род мнимого самоубийства, На самом деле это эдакое запугивание "разумными обоснованиями". Но Бог минимизирует вероятность или обнуляет риски за веру, за доверие человека Богу. И это тот самый случай, где теория вероятности может отдыхать перед законами духовной жизни.
В частности, вероятность того, что все трое сыгравших в русскую рулетку окажутся живы во много раз меньше вероятности того, что жив останется хотя бы один. Однако именно в случаях непоколебимой решительной веры не смотря ни на что Бог веру укрепляет как защищая от неблагоприятного исхода, так и одаривая человека тем, что тот и не предполагал. Что же касается случайного попадания при "слепом" "выстреле в сторону", то и здесь сработал тот же духовный закон. Получилась в некотором роде инверсия вероятностей - перемена местами.
Если человек закрепит опыт, запомнит его, то в следующий раз им самим вероятность чудесного исхода будет ощущаться много выше, что снижает размер страхов, вызываемых, как правило, неизвестностью или ошибками.
Где действует Бог, там Он с вероятностью 100% может взять "банк" там при вероятности такого события 0,00.....01%
Надо только научиться доверять Богу не смотря ни на что. И строить свою жизнь предельно честно.
Таков путь поэтому "мосту":
от познанной безнадёги в сторону, где всегда есть надежда и со временем становится видна и истина.
В основе этот текст я написала в ноябре 2008, но он остался в моём старом блоге на mail.ru,
который заблокировали 3 марта 2014:
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/Позднее весь блог был перенесен по другому адресу, и этот пост, соответственно, тоже:
Пари Блэза Паскаля как русская рулетка.
http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/4175F215EE9F29C6.html Анна Вячеславовна Колесникова, Москва
Резюме:
http://anna-v-koala.livejournal.com/215621.htmlПортфолио:
http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/+7 917-550-47-44, +7 919-798-89-60
anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com ; anna-v-koala@yandex.ru
(на фото я, осень 2008, Волгоград)
Я - Анна Вячеславовна Колесникова, осень 2008, Волгоград
Я - Анна Вячеславовна Колесникова со своей дочкой Ольгой Денисовной Колесниковой, осень 2008, Волгоград