Впервые Рождество встречала в большом московском монастыре - в Сретенском.
Что порадовало - практически до самого конца службы паства имела возможность исповедоваться. В Волгограде обычно с исповедью во время таких больших праздников - проблема, - как правило, уже священники не исповедуют - раньше надо было. Поэтому когда, приехав в Сретенский часа в 23, исповедалась еще до помазания.
Уже давно почти без претензий отношусь к тому, как исповедуют священники. И даже смешные советы терпеливо выслушиваю и исповедуюсь дальше. Я давно не ищу никаких старцев и прозорливцев, часто становясь в очередь по принципу «где меньше народу». Я не спрашиваю советов - все советы я уже давно перебрала в уме. В этот раз мне попался священник, который любит поговорить, посоветовать. Вот уж чего еще не видела - так это чтобы священник, услышав на исповеди «курю, прости Господи», пустившись в пространные рассуждения о вреде курения, довёл их до логического предела - «так что курить будете до конца жизни». Нет, конечно, батюшка искренне не желал мне такого, просто «тут Остапа так понесло», что он запутался в своих замысловатых выводах, заключив в итоге «мы все будем курить до конца жизни».
Меня это просто позабавило. Не знаю - я терпеливее, наверное, стала и в гнев впадаю по более существенным поводам. Раньше мне было больно от того, что священники не шару выдают советы пастве - мол, проглотят.
Ничего не омрачило мне всю рождественскую службу. Мне даже как-то страшно стало от спокойствия в душе. При моём ужасном финансовом положении, при отсутствии работы, при том, что меня не допустили к сессии в МГУ за то, что я так и не доплатила за первый семестр - это как-то очень странно - благодушно витать в облаках. Обычно меня Бог держит в тонусе, чтобы не расслаблялась. Поэтому я знаю опасность такого благодушия - потом может неожиданно придавить по принципу «Если боль твоя стихает, значит будет новая беда».
Привыкшая предупреждать беды, благодаря чему избегаю отчаяния и прочих неприятностей, которые для моего контекста жизни могут быть немаленькими, спрашиваю:
- Господи, может, я, видимо, нюх потеряла и чего-то не вижу?
Впрочем, я не только спрашивала - просила, клянчила у Бога себе работу, а также Родине гениальное решение предвыборного политического кризиса. И еще, забыв написать записки о здравии, отдувалась за двоих - на Херувимской читала их вместо священников мысленно громко про себя.
Благодушие прошло сразу после окончания литургии. Может, потому что я не успела подойти к кресту? (Если кто не знает - литургия всегда заканчивается тем, что священник выносит крест и даёт по очереди целовать его пастве). Как-то я запуталась в очереди, оказалась, что стою не к кресту к распятию, и не успела.
После литургии в Сретенском мы с моим знакомым собирались идти в другой храм. Но в динамически меняющихся обстоятельствах где-то недалеко от Цветного бульвара я с ним распрощалась и мне пришлось взять такси за полпраздничной цены и приехать домой. Мне было очень жалко этих денег, но пришлось ехать.
Попался не таксист - слишком хорошая машина, слишком интеллигентный человек. Что за ночь такая рождественская? - Рождеством не пахнет - нет праздничного настроения в людях. Разговаривая в машине, мы даже забыли поздравить друг друга с Рождеством. Хотя говорили об Александре Мене и на околорелигиозные темы. Узнав, что я из Волгограда, он вспомнил почему-то со времен своего детства, когда возят на экскурсии по российским городам, Дом Павлова. Обычно помнят только Родину-Мать, а тут Дом Павлова.
Яков Павлов, который защищал этот дом, давно спился и умер. Спустя годы подвиг его стали отписывать другому Павлову - Кириллу. Он считается чуть ли ни последним старцем в РПЦ - после смерти Николая Гурьянова и Иоанна Крестьянкина. Хотя засомневаться в том, старец ли это, можно уже по одному тому, что он солгал - утонченно так, профессионально.
Слухи о том, что на самом деле Кирилл Павлов защищал Дом Павлова, шли в православной среде уже давно. И когда его спросили в одном из интервью, кто же на самом деле защищал это дом, он застенчиво улыбнулся, потупив глазки, и «скромно» дал понять, что не хочет обсуждать эту тему. Профессиональная ложь - характерна тем, что формально человек не солгал. Но ложью она не перестаёт от этого быть - человек знал правду, которая состояла в том, что Дом Павлова защищал не он, однако, оставив недосказанность, сохранив двусмысленность, Кирилл Павлов сохранил а собой право быть нареченным защитником Дома Павлова посредством не пресеченных слухов. Церковная среда - дело такое - слухами в этом государстве могут сделать более, чем награждение орденом в Кремле.
Нужно всегда помнить, что Христос не позволял себе ни капли лжи, заповедовал «не лжесвидетельствуй» даже когда об этом знает только твоя совесть и больше никто. Поэтому более чем сомнительна старчество (это своего рода святость при жизни) старца Кирилла Павлова. Если слукавил высокопоставленный политик, то это на порядки меньшая ложь, нежели тончайшая ложь человека, держащего в руках мириады тончайших нитей паутины, оплетающей всю церковь. Как говорится, «блюдите, как опасно ходите» - последние времена.
- А что Вы об этом не напишете? - спросил меня Александр, подвозивший домой.
В самом деле - почему я об этом не напишу? Тем более, это интервью Кирилла Павлова я видела чуть ли ни в 2004-2005 году и еще тогда всё поняла. Но тогда я была маленькая и слабая, и было страшно от того, что меня просто сожрут. Тем более, я с ним никогда не встречалась.
Но сейчас не боюсь, имея опыт того, когда становишься на сторону Бога, каков бы ни был страх последующих событий. Зажмурившись, ты как бы интуитивно делаешь следующий шаг туда, куда по всем человеческим канонам нельзя, т.к. там обычно стирают в порошок. Однако именно для таких шагов и сказано «на руках возмут тебя, да не когда преткнёшь о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».
В Рождество принято раздавать умилительные поздравления, срезая «острые углы». Но Христос раздаёт другие подарки тем, кто умеет их принять даже не смотря на их нелицеприятность. Такой подарок получила по окончании литургии. И Слава Богу за всё. И когда мой неожиданный попутчик Александр сказал «почему бы не написать», то я подумала, что, может он и прав. Тем более, что в своё время я записала интервью с одним ветераном Козловым, который участвовал в Сталинградской битве, и как раз расспросила его о Доме Павлова. Вот это интервью:
Click to view
Вот тут мой текст от 25.01.2010: О СТАРЧЕСТВЕ И ДУХОВНИЧЕСТВЕ: в Боголюбово вскрылся "гнойник".
http://anna-v-koala.livejournal.com/367551.html Ниже еще фотографии, которые я сделала в Сретенском в Рождество на свой исправившийся фотоаппарат. У меня был сломан фотоаппарат, больше месяца лежал, но после Нового года вдруг понял, как он был неправ, и теперь работает. Немного поснимала - как всегда, без претензий на особое качество - вспышку не включала, чтобы не пыхать ею священникам в глаза:
Моё почтение, о. Киприан. Надеюсь, годы пошли Вам на пользу.
Священномученик Илларион Троицкий
Мария Магдалина
Это то, что вы подумали :))
Так что с Рождеством, товарищи!
PS: когда уже выходила из машины, которая меня подвозила ночью домой, то вдогонку её хозяин крикнул
- Вы МГУ-то не бросайте.
- Я-то не брошу, - ответила я.
Не брошу, если меня к сессии допустят - будут деньги доплатить за первый семестр. И за второй.
Дома меня ждали мои самые драгоценные люди в Москве - два кота и две собаки.
Очень жаль, что ёлку я так и не нарядила - так она и стоит - зелёная, пушистая и без игрушек.
Может, так и надо? - всё по-взрослому...
Анна Вячеславовна Колесникова, Москва
Ищу работу в журналистике. Блог доходов мне не приносил никогда.
Резюме:
http://anna-v-koala.livejournal.com/215621.htmlПортфолио:
http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/+7 917-550-47-44, +7 919-798-89-60
anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com ; anna-v-koala@yandex.ru
Я - Анна Вячеславовна Колесникова, рождество 2012, Москва, Сретенский монастырь