Полет мысли Леонардо: миланское резюме гения

Feb 21, 2022 13:15


Леонардо приехал в Милан в 1482 году из родной Флоренции (хотя, справедливости ради, следовало бы отметить, что гений Возрождения родился в Анкьяно, местечке поблизости от Винчи, городка в 30-ти километрах от Флоренции), следуя повелению Лоренцо Медичи, по прозвищу «Великолепный», который очень желал, чтобы Леонардо работал при дворе миланского «Мавра» Людовико Сфорца.

И ехал он в качестве... инженера, а вовсе не артиста или художника, каким он известен нам сейчас.



Летательный аппарат. Экспозиция музея Leonardo3 Museum, фото: Анна Черткова

Будучи противником внешней политики, основанной на демонстрации силы и войнах, - ах, как это сейчас актуально! - правитель Флоренции отправлял при дворы возможных противников или потенциальных сильных союзников... артистов и художников, которым он оказывал покровительство, в качестве «культурных» послов. Эти послы должны были напомнить остальному миро про культурное и идеологическое превосходство Флоренции. Изящно, правда? Интересно, а современным политикам этот прием знаком? Похоже, нет.

Однако, вернемся к Леонардо...



Людовико Сфорца, по прозвищу Моро («Черный» или «Мавр»), был во времена Леонардо восходящей звездой итальянской политики. Четвертый ребенок в семье Франческо Сфорца и Бьянки Марии Висконти, он терпеливо ждал от судьбы шанса проявить себя - и шанс этот был ему предоставлен с кончиной брата Галеаццо Мария, герцога Милана. Сын его, Джан Галеаццо, был еще слишком молод, чтобы взять бразды правления герцогством в свои руки - тут-то и пригодились руки Людовико :) Под правлением Людовико Милан достиг своего максимального культурного расцвета и экономического процветания. После внезапной и загадочной смерти племянника в 1494 году, Людовико из номинального стал фактическим правителем Милана.

Он-то, Людовико собственно персоной, и приветствовал молодого и еще неизвестного артиста Леонардо да Винчи и, ознакомившись с его резюме, предоставил тому неограниченные возможности, чтобы полностью проявить все свои многочисленные таланты.

Да-да, Леонардо привез с собой... своего рода «резюме», который сейчас хранится в «Атлантическом Кодексе». В нем Леонардо перечислял все свои умения и навыки, делая особенный акцент на применении инженерной науки в период войн, рассказывая о проектах переносных мостов, катапульт и прочих весьма полезных во время военного похода приспособлениях. Но догадливый Леонардо не обошел стороной и те из своих талантов, которые могли бы заинтересовать могущественного правителя Милана и в мирное время, предлагая собственные услуги в качестве архитектора как общественных, так и частных зданий, инженера по водоснабжению и канализации, скульптора по мрамору, бронзе и терракоте, и, наконец, на последнем месте (!!!), художника.



Летательный аппарат. Экспозиция музея Leonardo3 Museum, фото: Анна Черткова

Перво-наперво Леонардо выступил в качестве... конструктора инновационого вооружения, удивив бывалых мастеров-оружейников из кузниц по виа Арморари, которые и сделали Милан своего рода оружейной «столицей».

Леонардо не сел ниже своего достоинства доработать их приспособления, чтобы сделать труд мастеров более эффективным и менее тяжелым.
Первым официально задокументированным заданием Леонардо стала все-таки картина для братства Непорочного Зачатия при церкви Св. Франческо (ныне несуществующей) - это «Мадонна в скалах», ныне хранимая в Лувре. Эта работа отметила разрыв с используемой мастером ранее техникой письма, и продемонстрировала гений Леонардо в передаче расстояний и объемов. Тем не менее, «Мадонна» не понравилась братьям-монахам: они заказали вторую версию - и так увидела свет хранящаяся сейчас в Национальной Галерее Лондона еще одна «Мадонна в скалах».



Летательный аппарат. Экспозиция музея Leonardo3 Museum, фото: Анна Черткова

Леонардо одновременно - так вот кто на самом деле отец мультитаскинга! - изучал механику, анатомию и следил за полетом птиц, но все ж таки нашел время, чтобы разработать две модели фонарей для строящегося тогда кафедрального собора Дуомо, правда, они прошли: в итоге были отобраны проекты двух миланских архитекторов Амадео и Дольчебуоно.

А тем временем Леонардо, по велению Людовико, был занят в качестве ... оформителя и декоратора банкетов и праздненств, композитора и певца, сценариста театральных постановок, автора занимательных игр и механических игрушек, которые должны были удивить гостей организуемых миланским георцогом банкетов.

Механические игрушки и некоторые из изобретений великого мастера представлены в интерактивном музее Leonardo 3 в Милане, где мы с детьми чудесно провели воскресное утро :)



Прототип сейфа. Экспозиция музея Leonardo3 Museum, фото: Анна Черткова

Но Леонардо не оставляет в стороне и живопись: он рисует Чечилию Галлерани - ее портрет более известен под названием «Дама с горностаем» - и придворного музыканта Франкино Гаффурио, «Портрет музыканта».

https://instagram.com/p/CSwrYmxMuCO

Но, как выясняется, самая важная причина присутствия Леонардо в Милане было желание «Мавра» таки завершить много раз откладываемый проект конной статуи Франческо, отца миланского герцога. Уже в 1485 году Леонардо делает несколько набросков: и если сначала это была просто статуя всадника верхом на лошади в натуральную величину, то с годами флорентийский гений уже работает над проектом, по сравнению с которым должны были - по его задумке - померкнуть шедевры античности. Подумайте: только лошадь была 6 (!!!) метров в высоту. Однако, технические трудности так и не позволили Леонардо завершить проект статуи из бронзы - это удалось его потомкам пять веков спустя: статуя лошади теперь украшает ипподром Милана.



Механический лев. Экспозиция музея Leonardo3 Museum, фото: Анна Черткова

В 1494 году Людовико приступает к модернизации Кастелло Сфорцеско: Леонардо здесь же, занят декорацией Осевого Зала. И снова его гений опередил время: он задумал - и выполнил - проект, где архитектура перекликалась бы с природой, а сам зал был бы своеобразным крыльцом, в котором бы переплелись 18 стволов деревьев, «встроенных» в стены.

Но вот, уже в 1499 Людовико вынужден оставить Милан - раздраженным ростом могущества и герцога, и герцогства, доминировавших над бОльшей частью Европы, противникам «Мавра» удалось вынудить его к изгнанию. Вместе с ним покидает Милан и Леонардо, устремляясь в родную Флоренцию. Возвратится в Милан Леонардо снова только в 1508 году по приглашению... французов, оккупировавших город. И снова Леонардо выступает как инженером, курируя работы над каналом Мартезана и плотиной на реке Адда, так и художником: этому миланскому периоду принадлежат его работы «Бахус», «Святой Иоанн Креститель», «Мадонна с младенцем и Святой Анной».



Машина времени. Экспозиция музея Leonardo3 Museum, фото: Анна Черткова

Опередивший свое время флорентийский гений хотел это время приручить, работая над машиной времени... К сожалению, и этот проект мастера не был выполнен... Может быть, это снова удастся его потомкам пять веков спустя, как в случае с конной статуей...?

Похожая на миланскую выставка проходит сейчас и в Санкт-Петербурге: гуляя по Петропавловской крепости, я заметила афиши «Тайны Да Винчи».
Прекрасная идея для того, чтобы интересно и весело провести выходные с детьми и #дотянутьдовесны .

итальяноведение, секреты Милана от А до Я, dolce vita, Тоскана, Флоренция, Милан от А до Я, Милан: зарисовки, #дотянутьдовесны, эксклюзивный туризм в Италии, итальянцы и итальянки, как это делают итальянцы, другая Италия: мифы и легенды, моя Италия

Previous post Next post
Up