О том, что в Милане есть улочка, где по вечерам гадают на картах таро, мне рассказала моя подруга из Москвы,
практикующий таролог и нарративный практик. И тогда я вспомнила, что, действительно, гуляя по Брере после аперитива, неоднократно примечала откуда ни возьмись появившиеся столики, где серьезные и почтенные синьоры и синьори делают расклады на таро при зажженных свечах. Миланская улица таро называется виа дей Фьори Кьяри, улица Светлых Цветов, самый настоящий «цветник» магических столиков.
Примечательно, что на via dei Fiori chiari ранее располагался институт благородных девиц, а на другой, совсем неподалеку, в том же живописном квартале Брера, и даже с похожим - и абсолютно противоположным - названием, via dei Fiori oscuri, улице Темных цветов, - бордель.
Несмотря на всю мою любовь к гаданиям, астрологии и хиромантии, я ни разу не гадала у итальянских коллег наших «колдунов». И вот, выискивая курьезы об итальянских тарологах, которыми поделиться с вами, совершенно случайно наткнулась на
блог одной гадалки... и не смогла удержаться от того, чтобы не попросить моего таролога прокомментировать прочитанное.
Но, перво-наперво, обещанный блог, очень, с моей точки зрения, примечательный:
«Когда я кому-то говорю, что я изучаю карты таро, некоторые люди смотрят на меня немного озадаченно и недоверчиво, пытаясь понять, что не работает в моей маленькой голове женщины «до менопаузы», и понять, почему я раскладываю свой столик с картами на Виа Фиори Киари (Милан, старая улица борделей и художников) вместе с другими гадалками ...
Забудьте о чисто экономической стороне вопроса, потому что не облагаемый налогом Евро в минуту в конце месяца как-то не хочется выбрасывать ...
Для меня карты таро - это инструмент личного самоанализа: одни готовят, другие слушают музыку, другие бегают (я тоже ...), другие же и не думают ограничивать себя в уверенности знания правды и продолжают веровать в собственные догмы. Везет же им.
Когда я изучаю арканы, я знаю, что у каждой карты есть не одно единственное значение, а по крайней мере два, одно - с положительным смыслом и одно - с отрицательным, если карта перевернута с ног на голову ... здесь есть о чем задуматься. Я так же знаю, что каждая карта приобретает другое значение по отношению к расположенным рядом картам, которые «раскладываю», по отношению к их числу, последовательности и т.д.
И я всего лишь ученик. Маг, ведьма или фея. Вопрос семантики.
Следовательно, это - сложная «игра», которую следует уметь интерпретировать и в которую я должна вкладывать собственную восприимчивость, чтобы узнать не будущее, нет (например, найду ли я мужа), а понять то, что мне хочет сообщить та сторона самой себя, которая от меня скрыта.
Это не дым, это не манипуляция, это не магия ... это самопознание.
Прекрасное путешествие во вселенную моей души.
Или, может быть, действительно, да ... это - магия тех, познавая самих себя, знает, что им есть что узнать и чему научиться. Постоянно.
Вот так просто и банально. Вот и все.
И это великая магия - знать, что изучение таро или чтение Ошо - это еще не все, а всего лишь часть, потому что в другой части скрытая совсем другая магия.
Это рациональное знание, которое, хоть я от него далека, я не могу отрицать.
Я не привожу здесь цитаты из Wikipedia, но бросаю вызов самой себе: если мне сейчас знакомо понятие брана или лоскутной мультивселенной (хоть и спорной с научной точки зрения), то это только потому что я инвестрировала свои бедные и ограниченные мозговые клетки в прочтение, к примеру, «Спрятанной правды» авторства Brian Greene (спасибо моему ироничному другу)...
Я поняла, возможно, 10% из того, что изложено в книге, но еще бОльшим усилием стало связать прочитанное с моими прочими познаниями. И я все еще не закончила работу по осознанию этих сведений.
Путь, который мне предстоит пройти, - долгий. И он идет в гору.
Я знаю, что ничего не знаю.
И именно поэтому я думаю и использую все имеющиеся у меня инструменты, не задумываясь, идет ли речь о науке, магии, философии, поэзии или рациональности.
Потому что не ярлыки определяют ценность вещи.
Я хочу иметь ценность, а не показывать ее. Я стремлюсь узнавать, а не знать.
Я хочу знать, почему дует ветер, но я согласна слышать и узнавать сердцебиение тех, кого люблю, или чувствовать, как плачу, когда страдаю.
«Потому что жизнь - это раздача не медалей мудрости, а улыбок знаний».
Э. Алльеви
И еще потому что жизнь - это не просто чтение книг, посещение курсов, месса в церкви, с искусственной верой, потому что нас так учили. Это все хорошо, только этого недостаточно: мы должны стремиться со смирением и используя все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты к тому, чтобы знания вошли в нашу жизнь и придали ей смысл.
Сегодня дела обстоят вот так, но уже завтра все может быть иначе, потому что жизнь - это непрерывное становление.
Это открытие ума и сердца, обоих сразу, чтобы постичь тайны человечества и вселенной.
И, потом, если, задумаясь о бранах, мне придут на ум ломтики хлеба, которые я могла бы намазать вареньем, породив таким образом вселенную Zuegg [примечание Анны - марка джема], то это не потому, что я глупа или бесполезна, а только потому, что мое желание жить огромно.
Так что, к черту менопаузу и тех, кто хочет заключить меня в клетку.
Возможно, я ни черта не поняла, но пусть уж будет так. Les jeux sont faits.
Один и тригон ...»
А вот ниже уже - комментарий моей подруги, которая во многом согласна с мнением своей итальянской «коллегой» о том, что карты таро - это, прежде всего, инструмент познания самого себя и окружающего нас мира:
«Изначально карты таро существовали как система эзотерического знания об устройстве мира, знания не для всех - лишь для посвященных. XX век расставил все по своим местам и сделал тайное знание открытым - уже в 1910 году Артур Эдварт Уэйт опубликовал свою колоду таро вместе с авторскими комментариями, что в дальнейшем привело к широкому распространению системы таро во всем мире.
Самое любопытное в этой истории то, что, со временем, инструмент, который воспринимался людьми исключительно мистическим и мантическим, стал использоваться значительно более широко. Развитие психологии, растущий интерес к духовным практикам, пришедшим с Востока - все это в той или иной мере способствовало тому, что таро все чаще стали использовать не столько для предсказаний, сколько в качестве инструмента для самоанализа.
Колода таро для меня порой лучший собеседник. Мудрый, уравновешенный, всегда четко и внятно отвечающий на вопросы, обращающий внимание на действительно важное, в том числе и на то, что бессознательно (или сознательно :) ) игнорируется. Я знаю достаточное количество людей, которые изучают или практикуют таро вовсе не для того, чтобы стать профессиональными тарологами или научиться предсказывать вероятности событий. Они изучают таро для того, чтобы лучше узнать себя и этот мир».
Но я боюсь, что уже утомила вас со своей этой теорией. Вы же наверняка здесь только ради хлеба (
рецептов) и зрелищ (
поржать - здесь все ясно!), правда? Ну, так вот, читайте - и наслаждайтесь!
Итак, в Италии есть колода карт таро под названием «Х..ня». Да-да, я нисколько не шучу - с итальянского языка Le Minchiate можно перевести как «х…ня» или, на худой конец, если уж вы ругательства совсем не выносите на дух, как «глупости», но вы со мной согласитесь, что львиная доля семантической нагрузки в этом случае теряется безвозвратно.
Итак, колода Le Minchiate появилась во Флоренции, состоит из 97 карт. Название этой любопытной колоды отсылает нас к вульгарному именованию мужского полового органа, а также намекает на то, что игру в карты не следует воспринимать слишком серьезно. Поначалу эта колода карт пользовалась большим успехом, особенно в центральной и северной Италии, а затем постепенно была забыта. Колода Le Minchiate - это любопытный региональный вариант, полностью измененный, традиционных карт таро. В колоду Le Minchiate, к примеру, входили и карты с изображением всех 12 знаков Зодиака.
Любопытны также колода таро из Болоньи 1725 года, «авторства» прелата Монтьери и используемая исключительно для гаданий, и таро из Пьемонта, с начертанием арабских, а не римских цифр, и двуглавыми изображениями ради удобства игроков, которым не надо было, таким образом, переворачивать карты.
Исключительный интерес, возникший вокруг таро с XIX века, побудил многих современных художников переосмыслить загадочные фигуры. Многочисленные иллюстраторы создали новые колоды, иногда в сотрудничестве с историками и писателями. Например, колода карт таро Дарио Фо была нарисована его сыном Якопо по проекту лауреата Нобелевской премии Дарио Фо, а писатель Джордано Берти стал «сценаристом» колоды из десяти колод, созданной различными иллюстраторами.
В городке Риола, что в провинции Болоньи, расположен
музей таро с большой коллекцией карт.
И, наконец, чтобы закончить на мажорной ноте, поделюсь с вами цитатой Чарльза Уильямса, британского писателя, теолога и члена общества Инклингов (в которое входили Толкиен и Клайв Льюис):
«Говорят, что тасует карты земля, раскладывает дождь, перебирает ветер, а разделяет по мастям огонь.
А Старшие Арканы могут объяснить все, что происходит в мире, они есть мера бесконечного танца».
Так что, дамы и господа, или, вернее будет сказать, синьоры и синьори, танцуют все!