Случилось три свободных часа между утренней экскурсией
с Мирой, ее мамой Аней и бабушкой Светланой и вечерней, с филологами Международной конференции славистов «Polyslav-XVIII», и оказалось, что лучше всего использовать это время для прогулки по городу. Поразглядывать детали, сунуть нос в приоткрывшуюся дверь старого будапештского дворика, пройти незнакомой подворотней или на улице, исхоженной вдоль и поперек, обнаружить новую кофейню.
На улице Акации появилась роспись брандмауэра. Судя по манере, да и по подписи, это не команда Neopaint, делающая тут по
три-четыре росписи за лето (они в соседнем квартале что-то доделывают, скоро увидим), а - конкуренты, коллеги, соперники, кто-то наступающий им на пятки. Антимонопольная политика, да.
По Будапешту нужно ходить медленно, тогда есть шанс разглядеть детали дверей, например. Население-то именно так и ходит, не торопясь…
Дверь с цветочками принадлежит одному из самых красивых домой Большого бульвара, но чтобы это увидеть, нужно поднять глаза вверх. То, что осталось за пределами кадра внизу, выглядит печально. Если сильно-сильно упрощать, то получается, что венгры одарены большими талантами в сфере пластики, скульптуры, вообще материального, вещного, телесного мира (вспомнить ли, что символ страны здесь - ежегодный
торт , а именем «величайшего из венгров» названы теплые
купальни?).
А с абстракциями, в частности, с графикой, с графическим дизайном, тут куда хуже. Вывески, окружающие дверь, не были бы приняты к просмотру на первом курсе нашего Ивановского художественного училища, отделение промграфики.
На это тему имеется красивое рассуждение Павла Флоренского, о том, что «гравюра развивается на почве протестантизма», что «масляная живопись есть проявление чувственности, то гравюра опирается на рассудочность, - конструируя образ предмета из элементов, не имеющих с элементами предмета ничего общего, из комбинаций рассудочных "да" и "нет". Гравюра есть схема образа, построенная на основании только законов логики - тождества, противоречия, исключенного третьего, - и в этом смысле имеет глубочайшую связь с немецкой философией», что «есть внутренний параллелизм между рассудком, преобладающим в протестантизме, и линейностью изобразительных средств гравюры, как, равно, есть внутренний же параллелизм между культивируемым в католицизме "воображением", по терминологии аскетической, и жирным мазком-пятном в масляной живописи»…
Католицизм Венгрии, не очень активный на уровне собственно религиозной жизни, неожиданно - от противного - сказывается именно в быту, в ремесле, в искусстве, созвучном римскому телесному мироощущению и равнодушном к немецкой рассудочной логике.
Нашла сохранившийся фрагмент стены гетто.
Еврейское гетто в Будапеште - это только полгода, с июня 1944-го по 18 января 1945-го. Сама-то стена старая, но частью непроходимой границы она стала только на это время.
От заборов, перегородивших тогда улицы Еврейского квартала и отрезавших его жителей от остального города, ничего не осталось, конечно. А эта стена сохранена.
Она не видна с улицы, нужно зайти внутрь двора.
Фотографию слева я нашла в журнале
http://tanyacher.livejournal.com/9202.html, в посте за февраль 2009 года. Знакомое место, однако. Сфотографировала его. Сейчас тут хорошо рассказывать о прошлом и будущем будапештской архитектуры, где «будущее» - не что иное как вернувшееся к жизни «прошлое», а «настоящее» - это «прошлое» в ожидании «
будущего».
«Путин не Моника»… Хорошее замечание… Наверху: Szankciók, bojkott, kiközösítés? Последнее слово - «отлучение», говорит словарь. Дальше: Mert azt teszik a szomszédban az oroszok, amit Amerika a világban? Ну, «Потому так делают с соседями русские, что с миром Америка?» Нет, не понимаю. Плакат партии Зеленых, но что хотели сказать?
Маленькая уличная пивная стойка оклеена старыми рекламными плакатами.
Рекламная активность начала ХХ века, судя по всему, должна была подавить представление о пиве как о напитке австрийском, немецком, то есть в какой-то мере вражеском, напоминающем о разгроме венгерской антиавстрийской революции 1848-1849 гг. Тут и чокаться-то пивом не полагается… Венгрия - страна скорее винная, чем пивная. Но на плакате справа - Toldi Miklós, национальный герой из XIV столетия.
Еще один кусочек деревянной мостовой - это те самые торцы, «
городской паркет», популярное во всей Европе до Первой мировой мощение улиц деревянными плашками. Когда-то так был замощен Невский проспект, Исаакиевская площадь… В Питере торцов не осталось, а в Будапеште - перед фасадом Оперы и вот еще, в подворотне на бульваре.
Неприятность у человека.
Зелень в городе - не на тротуарах, а во двориках (
дворики…) и над головой.
А это я пытаюсь сфотографировать то же самое в виде отражения.