Россия и иррациональная Европа

Apr 05, 2022 10:41

Описанный в прошлом посте  азиатский рационализм - система миропонимания, характерная для некоторых государств Юго-Восточной Азии со второй половины XX века - интересен, кроме всего прочего, еще и тем, что позволяет по другому посмотреть на некоторые наши привычные представления. Например - на ставшую "извечной истиной" мысль о "рациональности Запада".

Думаю, тут не надо говорить, что подобная идея давно уже стала более, чем привычной для нас. Причем, не только для оголтелых - или не оголтелых - западников, но и для самых-самых-самых упертых "патриотов-западофобов". В том смысле, что последние просто обожают противопоставлять именно что "бездуховную", "механистическую" Европу - и некую "загадочную русскую душу". Которая, конечно же, не расположена к рациональному мышлению, а живет так, как... ну, тут мнения расходятся. В том смысле, что для различных видов патриотов наличествует различное мнение относительно того, как же ведет себя эта иррациональная "загадочная душа". (Есть религиозные, традиционалистские или, даже, квазисоциалистические объяснения этого.) Однако, в любом случае, эти патриоты уверены в том, что "русский не будет жить по расчету". В отличие от европейца.

Впрочем, про "загадочную душу" - в которой на самом деле ничего загадочного нет - мы поговорим отдельно. Тут же стоит обратить внимание на то, что идея "европейской рациональности" - несмотря на свою привычность и обыденность - поразительным образом постоянно дает сбои. В том смысле, что очень часто наш соотечественник - убежденный в том, что "там, на Западе" все мыслят разумно - делает на это ставку. И получает совершенно неожиданный ответ.

Как, например, в том же 1812 году. Или в 1854. Или в 1941. Или... впрочем, тут сразу же стоит сказать, что при внимательном рассмотрении мы можем найти признаки европейской иррациональности в любой произвольный момент. Было бы желание их искать - потому, что обыкновенно как раз оно (желание) отсутствует. И поэтому русский человек начинает задумываться о том, что "кажется, Европа не так разумна, как я считал ранее" только после того, как сталкивается с этой самой "не такой разумностью" в полной мере. Однако даже это не совсем помогает: проходит некоторое время, и идея "рационального Запада" опять поселяется в его голове.

Происходит это потому, что Западная Европа, действительно, может считаться родиной идеи "рационализма". Поскольку именно на этой территории впервые в мире зародилась идея о том, что мир на самом деле можно познавать, а это познание можно использовать в качестве основания для будущего проектирования своих действий. Разумеется, не тот момент - а произошло это в промежутке с XVI по XVIII столетие - данное качество оказалось реальной сверхтехнологией. (Выразившейся в формировании специфической формы человеческой деятельности: науки.) Которая обесценила почти все имеющиеся на тот момент преимущества иных "миров".

Однако данная сверхтехнология, во-первых, касалась ограниченного числа лиц. (Просто потому, что на уровне XVI или, даже, XVIII веков обеспечить массовое образование было невозможным.) А, во-вторых, она использовалась в ограниченной области - в основном, военной и транспортной (флот) сфере, а так в производстве вооружений и транспорта. В остальных же видах деятельности Европа оставалась такой же "традиционной", как и другие страны. Более того: даже переход к индустриальному производству оказался гораздо менее революционным, нежели могло показаться изначально. Потому, что в условиях сохранения высокого уровня хаотичности экономической и политической системы - иначе говоря, конкурентного собственнического общества - реализовать полноценное рациональное управление было просто невозможно.

Поэтому - несмотря на многочисленные попытки ввести "рациональное" в жизнь - реальная область иррациональности в Европе Нового и даже Новейшего времени была крайне велика. И если в "обычные времена" тоненькая пленка науки и инженерии еще закрывала этот момент, создавая иллюзию "торжества разума", то любые серьезные потрясения очень быстро показывали действительную картину. Давая знать о том, что действительно важные решения у "белого человека" принимаются на основании такой же мистической картины мира, что и у разнообразных "туземцев".

Разумеется, тут сразу же стоит указать на то, что под указанной "мистикой", в свою очередь, скрываются совершенно объективные социально-экономические процессы, собственно, и определяющие движение цивилизации. Однако сути этот момент - как не странно - не меняет. В том смысле, что человек, принимающий решение на этом основании все равно оказывается объектом, "плывущем" по течению развертываемых событий, а не активным их "устроителем". Такой "щепкой" (можно сказать и более грубо, но не буду) в историческом потоке был, например, Наполеон Бонапарт - личность, до сих пор считающаяся чуть ли не эталоном "исторического деятеля". Разумеется, со стороны "адептов Запада", которые выводят его "идеальным волителем", силой своей мысли меняющим устройство целых стран.

Однако в действительности если чем он и отличалася, так это фантастической упертостью, уверенностью в том, что "прочно держит удачу за хвост" - с соответствующим результатом. Другое дело, что мощь революционной Франции - ее человеческие и производственные ресурсы - позволяли "маленькому корсиканцу" с легкостью громить одно разлагающееся европейское "феодальное государство" за другим. Но вот тогда, когда перед Наполеоном встала реально важная задача устроить взаимодействие с Россией - или мирное, или военное - то данная задача была с треском проиграна. (И закончилось все пресловутой Святой Еленой.)

И если посмотреть трезвым - а не искаженным евроцентризмом - взглядом на произошедшее, то можно сразу же увидеть, что пресловутая "Наполеоника" была ни чем иным, как нагромождением фейлов со всех "европейских сторон". И поэтому достаточно было даже не научной рациональности, а, всего лишь, элементарного здравого смысла со стороны Кутузова для того, чтобы навсегда прекратить этот балаган. (И да: в конечном итоге главным мешающим фактором для этого прекращения "в начале процесса" была известная "прозападность" российского правящего режима.)

А ведь события 1812 годов - как уже было сказано - являлись не первым и не последним моментом, в котором русским приходилось сталкиваться с совершенно неожиданным, на первый взгляд, проявлением европейского иррационализма. И в котором им приходилось спешно ломать все свои "старые" стратегии, построенные на идеях "разумного взаимодействия" с Западом, получения взаимной выгоды - тем, что выглядели такими привлекательными еще вчера. (Ну, в самом деле, разве кто может подумать, что люди, обсуждающие Платона и Руссо, могут решать проблемы как-то иначе, нежели через мирный диалог?)

И вместо этого пытаться как-то выжить в условиях столкновения с безумным, жаждущим крови Зверем. В которого превращались эти самые "обсуждатели Руссо" тогда, когда великий Хаос - главный повелитель западной жизни - заставлял их двигаться на Восток. Впрочем, тут сразу же стоит сказать, что в данном случае важно не само это движение - движение ради захвата жизненно-важных ресурсов - потому, что оно-то всем было известно: колониальные захваты до недавнего времени никто не скрывал. А именно что "безумие", иррациональность в плане того, что затраты на борьбу с Россией всегда оказывались "слишком большие" для того, чтобы оправдать это движение. (Достаточно сравнить силы, потраченные на войну 1812 года или, скажем, Крымскую войну с затратами на те же Опиумные и иные колониальные войны, для того, чтобы понять: насколько же глупо было для Европы воевать с Россией.)

После чего все мысли о том, что "Запад является рациональной цивилизацией", с которой можно как-то договариваться, можно честно сливать в унитаз. Потому, что когда на грабли наступают один раз - это еще ничего не значит. Но когда некто делает это с неожиданным упорством раз за разом... Впрочем, обо всем этом надо будет говорить уже отдельно.

прикладная мифология, закат Европы вручную, теория инферно

Previous post Next post
Up