Умные остановки и прочие "гримасы цифровизации"

Nov 16, 2019 13:58


Увидел прекрасное - в РФ собираются вводить «умные остановки». Пока только в Самарской, Волгоградской и Курской областях, однако затем «эксперимент» собираются распространить на всю страну. Как написано: «Принцип работы инновационного сервиса следующий: необходимо нажать на специальную кнопку вызова автобуса, установленную на остановке, после чего система проверяет количество пассажиров с помощью с видеодетектора. Если пассажиров более пяти, система автоматически выводит автобус на маршрут» . Проходит эта «прелесть» в рамках Национальной технологической инициативы - государственной программы «мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году».

Правда, непонятно, в чем же тут «глобальное технологическое лидерство», поскольку описанная система более, чем примитивна. Собственно, единственная «инновация» тут состоит в «видеодетекторе» - а так данная схема вполне реализуема на технологиях 1960 годов, если не раньше. С «детектором» - где-то с начала 1990 годов, но можно обойтись и без него какими-нибудь индуктивными или емкостными датчиками. В любом случае, система более, чем простая, и поэтому стоило удивляться скорее тому, что что-то подобное до сих пор не реализовано. А точнее - думать, почему столь простая «технология» до сих пор не стала реальностью. В том смысле, что не может быть так, чтобы лишь в условиях пресловутой НТИ могли «водиться» столь умные личности, способные придумать приведенную схему.

И, разумеется, причины для этого есть. Причем дело тут даже не в том, что в условиях современного общества подобные программы обходятся крайне дорого - на несколько порядков дороже стоимости затраченных средств. Поскольку коррупция в «городской сфере» - ведь древняя и почтенная, и уж конечно - не только, и не столько российская. Но главное тут не это, а то, что указанная технология, по существу своему, игнорирует саму суть общественного транспорта. А именно - его работу со «статистическими потоками» пассажиров. В том смысле, что маршруты автобусов, троллейбусов, трамваев и метро можно уподобить «транспортным путям», соединяющим важнейшие точки города - в отличие от такси, которое ориентируется именно на желания отдельных лиц. В том числе - и от такси маршрутного, которое стало так популярно в 1990-2000 годы на территории бывшего СССР. (И которое сейчас вновь вытесняется общественным транспортом «классического типа» - поскольку функцию «связывания города» последний исполняет гораздо лучше.)

На этом фоне ориентация «на вызов» выглядит не сказать, чтобы удачной функцией - скорее наоборот. Кроме того, непонятно, как обеспечить стабильность движения по всему маршруту - в том смысле, что на одной остановке может быть много пассажиров, а на другой - никого. Поэтому указанная «автоматизация», по существу своему, «уходит в воздух». Ну, разве что, собирать статистику наполняемости автобусов будет возможно - но это делается и без указанных трат. А так - очередная «игрушка» для властей, повышающая имидж города (и, что самое главное, позволяющая выделять средство для соответствующих фирм), но полностью бесполезная для, собственно, пассажиров. А точнее - скорее вредная…

* * *
Впрочем, это можно сказать про любые «цифровые инициативы» в современной РФ. (Или любом другом современном государстве.) Поскольку -если исключить «естественную замену» устаревшего аналогового оборудования - основной смысл подобных вещей сводится к тому, чтобы «увеличить экономию путем снижения потребления». А точнее - путем снижения потребления при сохранении оплаты за него. Например, именно к этому приводит установка пресловутых «счетчиков» потребителям коммунальных услуг. В том смысле, что практического улучшения обслуживания они, разумеется, не дают - даже в плане обещанного «снижения платежей». Так как в реальности цены тут все время только растут - вне того, есть счетчики или нет. Более того - сама необходимость платить за установку подобной аппаратуры и ее обслуживание (поверку) ложится на плечи потребителей. (Впрочем, даже если бы счетчики «бесплатно» ставила организация, то их стоимость все равно бралась бы у потребителей.)

И единственная «польза» от данного решения состоит, как уже было сказано, в возможности снижения потребления услуг при слишком высоких ценах на них. Впрочем, данная «польза», в конечном итоге, оказывается достаточно сомнительной - в том смысле, что коммунальная инфраструктура проектируется из расчета именно оптимального, а не минимального уровня загруженности. Поэтому гипотетическая «экономия ресурсов» в конечном итоге ведет к повышению доли сопутствующих затрат. Что вряд ли может быть названо «хорошим результатом». Собственно, именно поэтому правительство в определенной мере старается сдерживать «коммунальную лавину» (т.е., не повышать «коммуналку») - поскольку итогом бесконтрольного роста цен станет не менее бесконтрольный отказ от потребления, который полностью обесценит всю систему жизнеобеспечения городов. И потребует создание новой, ориентированной на совершенно иной вариант потребления. (Что стоит огромных денег.)

С транспортом, кстати, это уже произошло - в том смысле, что созданный в СССР общественный транспорт оказался настолько не адекватным «новой реальности», что это привело к переориентации граждан на личные автомобили. С известными последствиями в виде бесконечных пробок даже в небольших городах и ростом затрат на дорожную инфраструктуру. Впрочем, тут мы уже выходим за рамки поставленной темы. Поэтому только ограничимся тем, что укажем на главную проблему проводимой сейчас «цифровизации» в совокупности с big data. Которая состоит в том, что все эти изменения относятся к повышению контроля над т.н. «низшими слоями населения», сиречь, основной массой людей. В то время, как «высшие», они же хозяева жизни, они же представители правящего класса (и крупные капиталисты, и крупные чиновники) из данной системы выпадают.

В то время, как именно принимаемые ими «хаотические решения» имеют свойство «усиливаться на много порядков» по сравнению с «хаотическими решениями» обычных людей. (Скажем, описанная выше полностью бесполезная идея «умных остановок» по бесполезным же затратам оказывается для общества в миллион (условно) раз дороже, нежели неверное поведения водителя маршрутки.) Ну, и разумеется, не стоит забывать, что некоторые (хаотические) системы не оптимизируются в принципе. Скажем, это относится к биржевому рынку, который неизбежно приводит к периодическому «надуванию пузырей» с последующими крахами. И избежать этого невозможно никакими средствами, за исключением отказа от данного механизма.

Впрочем, подобный вопрос, разумеется, надо разбирать уже отдельно…

постсоветизм, капитализм, техника, прикладная мифология, теория инферно

Previous post Next post
Up