Признайтесь, каждый ведь на уроках географии когда-то смеялся над словом Титикака )) А мы здесь побывали. Вспомним немного из географии, что Титикака - это озеро в Южной Америке, расположенное между Боливией и Перу в Андах на высоте 3820 метров над уровнем моря. Это высочайшее в мире судоходное озеро. Смешное название происходит от совсем несмешных - скала (кака) и пума (тити). Хотя на чужом языке всё равно смешно звучит )) Такое название дали ему племена индейцев кечуа и аймара. И к ним в гости мы тоже наведаемся. Нас ждет целый день в пути. На этот раз мы едем на автобусе из Боливии в Перу с остановкой на озере Титикака.
01.
8 января 2017 года, Боливия, Ла-Пас, Loki Hostel. В 6 утра мы уже были умытые и собранные. Спустились на ресепшн, оплатили номер в хостеле и все, что наели в ресторане/баре. Общая сумма вышла 926 боливиан или 133 доллара, из них номер за 2 ночи обошелся в 87 долларов и 46 долларов потрачено на пиво и еду.
В 6:30 утра на ресепшн пришел менеджер Bolivia Hop (это еще одна тур компания, занимающаяся автобусными перевозками туристов в Боливии, как и Todo Turismo, которыми мы ездили в Уюни). Он отметил нас в списке пассажиров и попросил подождать. Билеты покупали заранее на сайте компании. Обошлась нам поездка в 49 долларов с человека с посещением острова на озере Титикака.
Минут через 10, сдав предварительно большой рюкзак, мы сидели в полупустом автобусе.
Полчаса автобус колесили по Ла-Пасу, собирая пассажиров с других отелей и хостелов, проезжая по узким улочкам, вверх-вниз, чуть ли не цепляя провода, делая резкие повороты и останавливаясь возле разных заведений.
02.
Странное заведение. Тематика мексиканская. Хотя боливийцы чтят умерших и чистят им кости не хуже мексиканцев. Для них даже нормально приносить черепа в католическую церковь для освещения.
03.
После того, как автобус выехал на широкую дорогу и начал набирать скорость, я провалилась в сон.
А проснулась от непонятных скачков автобуса, его медленной езды и частых коротких остановок, как в центре Киева на светофорах. Мы заехали в какое-то поселение, где дороги были грунтовые, а после дождя по таким ехать "самый смак". Как раз дороги для участников ралли марафона Дакар, маршрут которого сюда не продлевался. Был момент, что автобус застрял и мне казалось, нас выгонят его толкать ))
04.
Проехав этот ужас, я снова впала в спячку.
10:30 - автобус останавливается и менеджер просит всех его покинуть. С полудрема не понятно, что нас ожидает. Мы высадились в каком-то городишке и все гуськом пошли за парнем в кепке и планшеткой с нашими именами - только так я узнавала нашего менеджера из Bolivia Hop, для меня боливийцы почти все на одно лицо )) Тот остановился на причале и указал на небольшой катер.
Это переправа через озеро Титикака. Люди отдельно, автобусы отдельно.
05.
06.
Приехали мы в поселочек Тикина (Tiquina). Он расположен на двух берегах, которые на самом деле носят разные имена - Сан-Педро-де-Тикина и Сан-Пабло-де-Тикина. Педро и Пабло. А разделяет их пролив Тикина, который соединяет большую часть озера Титикака с меньшей.
07.
На другой стороне нас встречает сам Педро.
08.
Тут нам разрешили погулять, пока наш автобус переправляют через пролив. И мы сразу попали на рынок Mercado de San Pedro de Tiquina. Купили у бабушек воды и арахиса за 10 боливиан (1,5 доллара), сходили в платный туалет (1 боливиан), в который даже бесплатно не хотелось идти, но в принципе культурненько там всё было и сравнительно чисто. И какая же теперь Боливия без чолит. Бабулечки в котелках и пышных юбках нас преследуют :) Они, наверно, потомки тех, кто дал название озеру Титикака.
09.
А вот это еще одна интересная особенность Боливии, относящаяся и к традициям и к религии. Здесь принято освещать автомобили, процесс называется Benedicion de Movildades. Новенькую, только что купленную машину украшают живыми цветами, гирляндами, лентами и отправляются к собору Богородицы (о нем чуть ниже). Там священник брызгает на нее святой водой и читает молитвы, взывая Богородицу защитить личный транспорт прихожанина от аварий. Наверно помогает :)
10.
Местные наблюдают за отправкой и выгрузкой паромов.
11.
Паром, на котором переправляют автомобили и громадные автобусы.
12.
Местные не боятся оставаться в маршрутках, так называемых коллективо, во время переправы. Так дешевле.
13.
Потом снова в автобус и нас повезли вдоль озера Титикака, его большей части. Было не до сна, так как виды открывались за окном очень красивые. Синяя вода, зеленые лужайки, желтые и красные камни, овцы пасутся, дети строят шалаш из веток прямо на обочине. И местами узкая дорога с обрывами и без каких-либо ограждений.
14.
15.
Вдалеке виднеется Копакабана. Нет, не пляж в Рио )) Копакабана есть и в Боливии и это городок с населением 6 тысяч человек. Пляж в Рио был назван в честь этого городка благодарным бразильским рыбаком, спасенным от шторма. Здесь сохранилось несколько небольших руин инков. Но самое популярное место - собор (базилика) и статуя Богородицы, той самой, которая защищает автомобили. Она является покровительницей Боливии - Вирхен-де-ла-Канделария (также часто называют Богоматерь Копакабана, Святая Дева Озерная, Черная Мадонна, Черная Дева).
16.
Но мы едем в Копакабана совершить другое "паломничество". Считается, что это лучшее место для посещения озера Титикака и прогулок по нему и островам.
11:40 - въезжаем в Копакабана, высота над уровнем моря 3841 метр. И заодно реклама местной бутилированной воды Vital (кстати производства компании Coca-Cola Боливия).
17.
Мы снова покидаем автобус. Некоторые пассажиры забрали все свои вещи и пошли искать жилье. Они планируют остаться здесь на пару-тройку дней. И совсем малое количество пассажиров вместе со мной и братом ожидают катер для поездки по озеру на остров Солнца. А пока у нас есть час для знакомства с Копакабаной.
В 13 часов мы должны быть возле этого якоря.
18.
А здесь нам менеджер тур компании предложил покушать, воспользоваться вай-фаем и сходить в туалет - BANO (с испанского). Туалет платный, 2 боливиано (30 центов). И стремный. Во второй раз я пошла в другой, что на причале. За те же деньги там хоть зеркало было и чисто. А тут какие-то задворки, куда даже мотоцикл загоняют.
19.
Главная улица Копакабаны - проспект 6-го августа (Av. 6 de Agosto), который проходит от озера до собора Богородицы. На этой улице можно остановиться в хостеле, покушать в одном из многочисленных кафе, присмотреть боливийские сувениры или купить пирожки у бабушек.
Вид с проспекта на озеро и якорь там сереет.
20.
Местная модница.
21.
Из серии что попробовать - местные беляши у бабушек города Копакабана на озере Титикака. Называются они салтенья. Это пирожки с начинкой из мяса (в нашем случае с курицей), картофеля, морковки, гороха, оливок, яйца и изюма. При чем состав мы определили сами, так как продукты нарезаны довольно крупно, а оливки попадаются даже с косточкой. Стоит один пирожок 10 боливиано (1,5 долл). Мы рискнули наконец попробовать уличную еду Боливии!
22.
А потом брат предложил спокойно где-то попить пивка. Чтобы сэкономить, мы купили с собой две банки холодного за 26 боливиано (чуть меньше 4 долларов) и распили на причале.
На одном из этих. Бабушек пропускаем вперед.
23.
Мы на причале с пивом.
24.
Молодежь в Боливии выглядит чуточку иначе и проще, хотя пышные юбки никто не отменял.
25.
Копакабана с причала.
26.
Озеро Титикака миллионы лет назад было морским заливом, потому здесь водятся преимущественно морские рыбы и ракообразные. Но все же оно считается пресным. Здесь очень советуют попробовать жаренную форель, которая называется "труча".
27.
28.
В 13 часов многие пассажиры нашего автобуса собрались возле якоря и менеджер Bolivia Hop передал нас капитану катера. Мы решили сразу брать билеты от этой тур компании, чтобы не переживать, если что пойдет не по плану. И не прогадали. Так как местные катера отходят с острова, куда мы идем, намного позже того времени, что успеть на автобус будет нереально.
Понаблюдав за местными с причала, мы определили, что самые популярные места на катере - на крыше, на свежем воздухе.
29.
Ну и конечно же мы туда и забрались. Боливия, Копакабана, собираемся плыть по Титикаке.
30.
По озеру Титикака на высоте 3817 метров над уровнем моря. Катер быстро набрал приемлемую скорость и Копакабана осталась позади. Из наших коллег по автобусу только еще 2 пары рискнули подняться наверх. Все остальные ютились в душном салоне.
31.
Озеро Титикака - высочайшее в мире судоходное озеро. Максимальная его глубина 281 метр, средняя 160. Температура воды постоянная и составляет 10°C, возле берегов иногда замерзает. Площадь озера 8300 кв.м. Оно такое большое, что кажется, будто это море. Вода простирается до горизонта, а там никаких берегов не видно. Озеро очень спокойное, что я подумала про парусный спорт. Почему здесь не ходят парусные яхты?
32.
Видео 1. По озеру Титикака.
Click to view
33.
Лодка по озеру идет гладко. Волн нет и брызги до крыши не достают. Направляемся мы к острову Солнца (Isla del Sol), который уже появился на горизонте в более четких очертаниях. Это довольно большой остров, который в длину простирается на 15 км.
34.
Безымянный маленький островок с одним деревцем.
35.
Через час после того, как мы вышли из Копакабаны, катер расходится со своим братом и планирует швартоваться на острове Солнца.
36.
Остров солнца (Isla del Sol) - один из крупнейших островов озера. Это скалистый холмистый остров, где не ходят автомобили, так как нет дорог с твердым покрытием. На острове более 80 руин. И нас к одним из них как раз швартуют (среди общей картины каменистого берега я не сразу поняла, что там руины, фото кстати реально так передает увиденное). Большинство из них относятся к периоду инков около 15 века нашей эры. Эти называются Пиллкукайна (The ruins of Pillkukayna).
37.
На многих холмах на острове есть террасы, которые адаптируют крутой и скалистый ландшафт к сельскому хозяйству. По ним нам и предлагают прогуляться и дойти пешком до точки отправления назад, в Копакабану. На все про все нам дают всего 1 час.
38.
14:20 - выгрузка и начало пешей прогулки.
39.
Вдалеке виден длинный остров Луны - Isla de la Luna. Туда также можно попасть туристам. И многие компании предлагают там даже остановиться и пожить с местным населением индейцев кечуа. Постоянно там проживает всего 80 человек.
40.
А нас уже встречает индианка, предлагая купить у нее сувениры. За то, что вы фотографируете местных индейцев, они будут просить вас заплатить им.
41.
Красоты с острова Солнца.
42.
43.
44.
45.
Вид на остров Луны (Isla de la Luna) с острова Солнца (Isla del Sol).
46.
47.
В легендах инков говорится, что некий бог Виракоча, создавший Вселенную, вышел из озера Титикака в этом месте. Сам он являлся Солнцем в человеческом облике, поэтому остров и называется так - остров Солнца. Инки верят, что человечество и все цивилизации пошли отсюда.
48.
Основная деятельность жителей острова - это сельское хозяйство. Рыболовство и туризм - второстепенные занятия. Из знакомых культур картошку и арахис только смогли определить.
49.
50.
51.
А вот и причал, где нас ждет катер назад в Копакабана. На часах уже 15 часов и у нас всего 20 минут, чтобы туда дойти по каменистым и неудобным тропам.
52.
При чем дорога оказалась не прямой, а петляющей по террасам с домиками местных, что даже местным бабулечкам тяжело подниматься со своими ярко-полосатыми баулами.
53.
54.
Ослик может, значит и все могут. Ослика, идущего наверх, пропускаем и спускаемся дальше. Осталось совсем немного.
55.
И наконец мы на месте. Ровно через час, в 15:20. Нашли свою группу и пошли грузиться на катер. Честно, не люблю подобные прогулки. Никакой свободы и постоянная тревога за время, которое в таких случаях улетает на глазах. Я хотела попробовать форель именно на острове Солнца, купить сувениры, погулять по городишку, но мы ничего этого не успели. Тут есть много более интересных достопримечательностей, но будь у нас даже лишних 10-15 минут, мы бы не осилили прогулку после похода вверх-вниз по камням того маршрута, что нам предложила тур компания Bolivia Hop. Да, виды с острова открываются впечатляющие. Но, если вы не любитель такой прогулки, то оказалось, от нее можно отказаться, оставшись в катере и причалить сразу к основному городу - обществу Юмани (Comunidad Yumani). И так наверное даже правильнее, особенно если вы хотите остановиться на острове Солнца на пару дней (хостелов здесь предостаточно), посетить руины инков, изучить местную жизнь и насладиться тишиной и яркими закатами.
56.
Под конец мы еще увидели плот тотора на озере Титикака. Эти плоты плетутся в ручную из высокого тростника, который называется тотора. Для многих приозерных индейцев эти плоты служат домом.
57.
На обратном пути верхнюю палубу заняли уже многие, мы же спустились сразу вниз (там удобнее сиденья были, почти диваны). Но пустившейся ливень вскоре их всех согнал тоже вниз. Многие из нашего автобуса не вернулись, зато появились новенькие. К 17 часам все пассажиры занимали свои места в автобусе. И на удивление мы встретили французкую семью (папа, мама и дочь), которые ездили с нами на Солончаки Уюни. Похоже, что они решили в Ла-Пасе не задерживаться, как мы.
Мы очень переживали за багаж, который можно было оставить в автобусе перед прогулкой по озеру. Не совсем было понятно, что менеджер объяснял по этому поводу. Но точно знали, что у нас будет смена автобуса. А вот смена его происходит уже на границе Боливии с Перу, куда мы и направляемся.
Граница расположена в 15-20 минутах езды от Копакабана. И тут нас уже предупредили, что все вещи надо забирать.
Граница на боливийской стороне. Очередь проходит быстро. В палатках, что рядом, можно довольно выгодно поменять деньги на перуанские соли, что мы и сделали, обменяв 200 долларов на 660 солей. Менеджер Bolivia Hop не покинул своих пассажиров, а наоборот подсказал об обмене и помогал заполнить миграционные карточки, выданные нам еще в автобусе. В это же время он познакомл нас со своим коллегой, который будет сопровождать нас уже в Перу вместо него. Новенький менеджер же бегал, собирая информацию о том, где каждый из пассажиров планирует остановиться дальше и какая у кого конечная точка.
58.
Через 40 минут мы стояли на границе Перу. Что забавно, паспорта проверяют в отдельном закрытом здании, куда выстраивается очередь из туристов. Но если кто проходит мимо, то его остановить попросту некому. Никаких служащих, полиции, военных, пограничников с автоматами калашникова и шлагбаумов для пешеходов (для транспорта есть). Здесь пришлось стоять очень долго, 1 час 40 минут. За это время люди развлекали себя как могли. Какие-то парни даже что-то похожее на цирковое шоу устроили. Но потом пустился дождь и стало очень холодно.
59.
Тук-туки есть и в Перу.
60.
Люди всё прибывали и прибывали. Новенький менеджер уже по второму кругу пошел спрашивать своих пассажиров о конечной остановке, очень переживая за задержку на паспортном контроле. Оказалось, что паспорта принимал все это время всего один сотрудник погран службы. Как только открылось еще два окна, дело пошло быстрее. И вот, наконец, предварительно посовещавшись положена ли украинцам бесплатная виза, нам шлепнули ярко розовую печать Перу в паспорт.
Когда все пассажиры были на своих местах, менеджер извинился за непредвиденную задержку (хотя это не их вина) и сообщил, что наша часовая остановка на ужин в городе Пуно, что также расположен на берегу озера Титикака, отменяется. Поэтому он предлагает сделать заказ пиццы прямо в автобус и, когда мы будем в Пуно, нам ее доставят и мы не задержимся. Если бы предложил бесплатно пиццу, то ладно, но за деньги мы отказались и отключились, укрывшись теплыми пледами, так как успели сильно замерзнуть на их границах.
Через какое-то время в автобусе запахло выпечкой и я проснулась. Пицца прибыла, некоторые пассажиры покинули свои места окончательно, несколько новеньких только размещались. А мы уже разворачивались на выезд из города Пуно. Эх, а ведь хотелось погулять по еще одному городку на Титикаке.
Мы сидели в самом конце автобуса, как от впереди сидящих нам передают горячую картонную коробку и кто-то в самом начале автобуса машет, что можно есть. Спасибо большое, мы были очень рады двум кусочкам горячей пиццы, что лежали в коробке. А после ужина мы провалились в сон.
Наша конечная точка с автобусом Bolivia Hop (Peru Hop) - город Куско в Перу - ожидается к утру следующего дня.
Дальше будет...